Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учет оплаты труда и расчеты с персоналом предпр...docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
102 Кб
Скачать
☆

2. Учет удержаний и вычетов из заработной платы

2.1. Страховые взносы

ЕСН заменяется страховыми взносами. С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ были внесены изменения в целый ряд законодательных актов РФ, а некоторые акты утратили силу (Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

Плательщиками страховых взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физлицам. К плательщикам относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физлицам, т.е. те же лица, которые до 1 января 2010 г. в соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН (ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

С 2010 г. расчеты по страховым взносам плательщики должны подавать по месту своего учета в территориальные органы ПФР и ФСС. При этом следует обратить внимание, что ст. 59 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики пенсионных взносов должны представить в налоговый орган декларацию по этим взносам за 2009 г. в срок не позднее 30 марта 2010 г. по форме, утвержденной Минфином России. Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, который установлен гл. 24 НК РФ в ранее действовавшей редакции. Поэтому в 2010 г. плательщики ЕСН, осуществляющие выплаты физлицам, должны подать декларацию по единому социальному налогу за 2009 г. в обычный срок - не позднее 30 марта (п. 7 ст. 243 НК РФ), а индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы - не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ). Такие разъяснения дала и ФНС России в Письме от 16.09.2009 N ШС-22-3/717@.

Следует отметить, что при оформлении платежных документов и налоговых деклараций по ЕСН за 2009 г. нужно учитывать изменения, внесенные в Приказ ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@. Необходимо указывать следующие коды бюджетной классификации:

- 182 1 09 09010 01 0000 110 - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет;

- 182 1 09 09020 07 0000 110 - ЕСН, зачисляемый в ФСС;

- 182 1 09 09030 08 0000 110 - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС;

- 182 1 09 09040 09 0000 110 - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС.

Объект для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам

Объект обложения страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты физлицам, в целом совпадает с объектом по ЕСН, который до 1 января 2010 г. определялся в порядке ст. 236 НК РФ.

Следует отметить, что Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не предусматривает зависимости начисления взносов на выплаты физлицам от учета таких выплат в расходах по налогу на прибыль. Следовательно, все выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц облагаются страховыми взносами, если они начислены по трудовым, гражданско-правовым договорам, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, лицензионным договорам о предоставлении права использования указанных произведений (за исключением тех, которые указаны в данном Законе).

Таким образом, страховые взносы на обязательное социальное страхование нужно уплачивать, если организация заключила трудовой или гражданско-правовой договор с физическим лицом, а также в случае, когда эта организация является страхователем в отношении конкретного физлица по другим основаниям, предусмотренным законодательством. Отсюда следует, что выплаты бывшим работникам организации - пенсионерам не облагаются страховыми взносами, поскольку они производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров. Аналогичный подход применяется и в отношении стипендий по ученическим договорам. Однако при решении подобных вопросов возможны споры с контролирующими органами, поскольку они, скорее всего, будут придерживаться первой точки зрения.

Как и до 2010 г., не начисляются взносы на выплаты в пользу индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). При этом согласно разъяснениям ФНС России (Письмо от 05.09.2006 N ШС-6-05/891@), которые даны еще для целей ЕСН, если выплаты указанным лицам произведены за выполнение работ (оказание услуг) по деятельности, не отраженной в свидетельстве о регистрации, то такие суммы квалифицируются как выплаты по трудовому или гражданско-правовому договору. И в данном случае организация, производящая выплаты, является плательщиком ЕСН. Однако отметим, что арбитражные суды данную точку зрения не разделяли, указывая, что физическое лицо - индивидуальный

База для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам.

С 2010 г. предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составляет 415 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Если суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физлица превысят этот предел, то страховые взносы с суммы превышения не взимаются. Заметим, что регрессивной шкалы, применявшейся для целей ЕСН, в отношении страховых взносов не предусмотрено. Начиная с 2011 г. указанная предельная величина дохода будет ежегодно индексироваться в размере, определяемом Правительством РФ, в соответствии с ростом средней заработной платы (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Кроме того, с 2008 г. с авторами заключаются лицензионные договоры, договоры об отчуждении исключительного права и договоры авторского заказа (ст. ст. 1285 - 1288 ГК РФ). Вопрос о начислении ЕСН на выплаты по таким договорам был спорным, поскольку в гл. 24 НК РФ оставалось понятие "авторский договор", которое в гражданском законодательстве не использовалось. Несмотря на это Минфин России (Письма от 28.08.2008 N 03-04-06-02/98, от 14.07.2008 N 03-04-06-02/75, от 03.07.2008 N 03-04-07-02/13) разъяснял, что вознаграждение, выплачиваемое автору произведения по лицензионному договору, договору об отчуждении исключительного права, а также по договору авторского заказа, облагается ЕСН. Теперь в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ указано, что на сумму доходов по указанным договорам начисляются страховые взносы, но ее можно уменьшить на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с получением таких доходов. В ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ приводятся нормативы затрат (они аналогичны нормативам для профессиональных вычетов по НДФЛ, содержащимся в ст. 221 НК РФ), которые можно принять к вычету, только если расходы не подтверждены документально.

Выплаты, которые исключены из перечня необлагаемых

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм (ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), выплачиваемых в пользу физлиц, несколько отличается от перечня сумм, ранее не облагаемых ЕСН.

Так, теперь страховыми взносами облагаются:

1) компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск. Они исключены из необлагаемых сумм пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ;

2) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника (пп. "б" п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Ранее в абз. 3 пп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ говорилось, что ЕСН не облагаются суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком как работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, так и членам семьи умершего работника. Следует отметить следующее: вероятнее всего, налоговые органы будут придерживаться мнения, что не поименованные в перечне необлагаемых сумм выплаты в любом случае должны облагаться страховыми взносами. Однако если материальная помощь членам семьи умершего работника не предусмотрена трудовым или гражданско-правовым договором, то она и не признается объектом обложения страховыми взносами (ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

3) выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда (абз. 2 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Следует отметить, что до 2010 г. в пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ такие выплаты не были поименованы как не облагаемые ЕСН. Однако финансовое ведомство и арбитражные суды сходились во мнении, что компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, выплачиваемые работодателем в размере, который установлен коллективным (трудовым) договором, не облагаются ЕСН (подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам);

4) выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы (абз. 3 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). До 2010 г. вопрос о начислении ЕСН на выплаты взамен суточных членам экипажей кораблей являлся спорным. Финансовое ведомство утверждало, что они облагаются ЕСН, а судебная практика сходилась во мнении, что подобные выплаты относятся к компенсационным, связанным с особыми условиями труда, которые на основании ст. 238 НК РФ ЕСН не облагались (подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам);

5) стоимость форменной одежды, выдаваемой обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательством РФ (п. 9 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). До 2010 г. в пп. 11 п. 1 ст. 238 НК РФ было указано, что освобождение от обложения ЕСН распространялось и на этих лиц;

6) стоимость льгот по проезду, предоставляемых обучающимся и воспитанникам (п. 10 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Ранее эти суммы присутствовали в аналогичной норме НК РФ (пп. 12 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Тарифы страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты ты физическим лицам

Основное изменение, которое касается плательщиков страховых взносов, - значительное повышение ставок. Это произойдет с 2011 г. (ст. 12, ч. 2 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Кроме того, уплачивать страховые взносы по общеустановленным тарифам придется и плательщикам, применяющим УСН или ЕНВД.

Таким образом, в целом плательщики, производящие выплаты и начисляющие иные вознаграждения физлицам, должны перечислить в страховые фонды 26 процентов взносов за каждого работника с суммы, не превышающей 415 000 руб., которая исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Повторимся, что использование регрессивной шкалы не предусмотрено. А если выплаты в пользу работника превысят 415 000 руб. (рассчитанных нарастающим итогом с начала года), то страховые взносы с суммы превышения взиматься не будут.

В 2010 г. общая сумма страховых взносов останется прежней (в размере 20 процентов) для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями или имеют статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (п. 1 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Причем согласно пп. 1 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ для лиц 1966 года рождения и старше предусмотрено, что вся сумма пенсионных взносов (15,8 процента) перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются следующим образом: 9,8 процента - на страховую и 6 процентов - на накопительную часть трудовой пенсии.

Пониженный тариф (по сравнению с ожидаемым в 2011 г.) установлен для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД. В 2010 г. они должны заплатить страховой взнос только в ПФР по ставке 14 процентов (п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в отношении лиц 1966 года рождения и старше предусмотрено, что взносы полностью (14 процентов) перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются так: 8 процентов - на страховую и 6 процентов - на накопительную часть трудовой пенсии.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, должны перечислять 10,3 процента взносов в ПФР (п. 3 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Согласно пп. 3 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ для лиц 1966 года рождения и старше предусмотрено, что вся сумма пенсионных взносов (10,3 процента) перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются следующим образом: 4,3 процента - на страховую и 6 процентов - на накопительную часть трудовой пенсии [15, С.342].

О перечне товаров, при производстве или реализации которых пониженные тарифы страховых взносов не применяются

Говоря об утверждении Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 762 данного перечня, необходимо отметить следующее. Пониженные тарифы взносов на 2010 г. установлены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, и помимо специализированных организаций инвалидов в перечне поименованы и другие категории плательщиков, на которых распространяются льготные тарифы. К ним относятся в том числе все организации и предприниматели, применяющие УСН или уплачивающие ЕНВД, а также все плательщики страховых взносов, которые производят выплаты инвалидам I, II или III группы. Все эти категории плательщиков взносов перечислены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сплошным текстом, через запятую, а в конце пункта указано исключение, для которого пониженные ставки не действуют: это плательщики страховых взносов, которые занимаются производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров по утвержденному Правительством РФ перечню.