Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Материал по ТП.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
426 Кб
Скачать
☆
  1. Виды рабочего времени (нормальное рабочее время, сокращенное рабочее время).

Нормальная продолжительность рабочего времени- это установленная законом норма, которую должны соблюдать субъекты трудовых отношений (работник и работодатель). Не более 40 часов в неделю (ст.91ТКРФ).

сокращенная продолжительность- она меньшей нормальной, но с оплатой, как за нормальную. Для: подростков (16-18 лет)- не более 36 часов, (14-16)- 24 часа. Для учащихся- 18 или 12 часов; на вредных производствах- 36 или 24 часа; с повышенным эмоциональным, умственным напряжением (учителя, врачи)- 18-36 ч.; женщины в сельской области - 36 с полной оплатой; инвалиды- 36ч. (ст.92ТКРФ).

неполное рабочее время- устанавливается по соглашению сторон и пропорциональной оплатой в зависимости от выработки. Измеритель рабочего времени- рабочая неделя, день, смена (ст.93 ТКРФ). Рабочей неделей называется- распределение рабочего времени в календарной неделе

ТК Статья 91. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда).

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

ТК Статья 92. Сокращенная продолжительность рабочего времени

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

  • для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю;

  • для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю;

  • для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю;

  • для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

  1. Ненормированный рабочий день, работа в выходные и праздничные дни.

Понятие ненормированного рабочего дня дано в ст. 101 ТК. В соответствии с ней НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ - это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Как видно из содержания приведенной нормы, суть особого режима работы при ненормированном рабочем дне состоит в том, что работники, для которых он установлен, могут по распоряжению работодателя привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени лишь эпизодически и только тогда, когда это обусловлено интересами работодателя. Например, в связи с необходимостью закончить работу по составлению квартального или годового отчета или другую работу, срок завершения которой истекает, а она не закончена.

При этом работа с ненормированным рабочим днем не считается сверхурочной. Соответственно, работник привлекается к ней в ином по сравнению со ст. 99 ТК порядке. Такая работа иначе компенсируется, работнику предоставляются иные гарантии.

В тех ситуациях, когда особой необходимости в привлечении работников, имеющих ненормированный рабочий день, к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени нет, эти работники должны выполнять свои трудовые обязанности в обычном режиме, установленном у данного работодателя.

Статья 101 ТК указывает на эпизодическое привлечение работника к выполнению работы за пределами установленного для него рабочего времени, однако не предусматривает максимальной продолжительности такой работы. Вместе с тем надо иметь в виду, что выполнение работниками с ненормированным рабочим днем работы сверх установленной нормы рабочего времени не должно превращаться в систему.

Следует также иметь в виду, что работодатель в случае необходимости может привлекать работников с ненормированным рабочим днем к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени только для выполнения ими своих трудовых функций, т.е. функций, обусловленных трудовым договором. Он не вправе поручать им работу, не выходящую в круг трудовых обязанностей этих работников.

Привлечение к выполнению работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени в соответствии со ст. 101 ТК осуществляется на основе распоряжения работодателя.

Работа в режиме ненормированного рабочего дня компенсируется предоставлением дополнительного отпуска.

---------------------------------------------

РАБОТА В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ И ВЫХОДНЫЕ

Работодатель не имеет права привлекать вас к работе в выходные и праздничные дни. Но абсолютный запрет распространяется только на работников в возрасте до 18 лет (кроме тех, которые являются творческими работниками) и беременных женщин.

В других случаях привлекать вас к работе в праздничные дни можно по закону.

И даже без вашего согласия, если речь идет о чрезвычайных обстоятельствах:

* нужно предотвратить катастрофу, производственную аварию, устранить их последствия, последствия стихийного бедствия; * нужно предотвратить несчастные случаи, уничтожение либо порчу имущества работодателя или государственного, муниципального имущества;

* нужно выполнить работы, необходимость в которых возникла из-за введения чрезвычайного или военного положения, из-за бедствий или их угрозы (таких, как пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии и эпизоотии), из-за иной угрозы жизни или условиям жизни людей.

К счастью, чрезвычайные обстоятельства случаются редко и во всех остальных случаях работодатель может привлечь вас к работе в выходные и праздничные дни только с вашего письменного согласия и учитывая мнение профсоюза. Свое решение работодатель должен оформить письменным распоряжением.

Привлекать к работе инвалида и женщину, у которой есть ребенок (дети) в возрасте до 3 лет работодатель имеет право с учетом состояния их здоровья , а также с предупреждением (под роспись) о праве отказаться от работы в выходной или праздник. Кроме того, закон оговаривает специальные случаи привлечения работников к работе в праздники. Например, если нужно выполнить заранее непредвиденные работы, от выполнения которых зависит дальнейшая нормальная работа организации (ее структурных подразделений), индивидуального предпринимателя. При этом ваше согласие обязательно. ВНИМАНИЕ: В организациях, где работа ведется непрерывно, работодатель ваше согласие получать не обязан, так как вы уже согласились с такими условиями труда при заключении трудового договора. НО на ваши выходные (по графику) это правило не распространяется, они должны предоставляться. Что касается оплаты труда в выходные и праздничные дни, то она должна быть повышенной.

Правила оплаты работы в выходной или нерабочий праздничный день установлены ст. 153 ТК. В соответствии с указанной нормой работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

  • сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;

  • работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

  • работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

  • сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;

  • работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

  • работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.