Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
OOP_lektsii_2_2012.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
129 Кб
Скачать
☆

Основные функции управлений:

  • контроль за работой служб охраны труда предприятий и организаций всех форм собственности и подчинения;

  • контроль за эффективным использованием финансовых и материальных ресурсов при реализации общегосударственных программ в области охраны труда;

  • контроль за соблюдением условий разрешений и лицензий на определенные виды деятельности;

  • при установлении фактов нарушений условий действия разрешений и лицензий, службы территориальных управлений Госнадзорохрантруда выдают предписания и контролируют устранение выявленных недостатков в указанные сроки.

Общественный контроль за состоянием охраны труда

Общественный контроль осуществляют трудовые коллективы через своих уполномоченных лиц, а также профессиональные союзы в лице своих выборных органов и представителей.

Основными функциями общественного контроля являются:

  • анализ условий труда на всех субъектах хозяйственной деятельности;

  • формирование требований по улучшению условий труда, повышению безопасности труда на всех уровнях управления охраной труда;

  • контроль за эффективностью мероприятий по охране труда осуществляемых государством, руководителями ведомств и предприятий.

  • контроль за соблюдением правил охраны труда работающими.

Таким образом, управление охраной труда в современных условиях рыночного механизма заключается в том, что государство создает органы государственного, регионального и отраслевого управления охраной труда; осуществляет надзор за выполнением нормативно-правовых актов; создает систему нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического, кадрового, информационного, научного и финансового обеспечения деятельности в области охраны труда.

Вопрос 2 кодекс законів про працю україни (кЗпП)

Кодекс законов о труде Украины – это основа трудового законодательства государства, регулирует взаимоотношения между работником и работодателем. Принят 15 августа 1997 г и действует с учетом Закона України «Про внесення змін до Кодексу законів про працю» № 1356 от 24.12.1999г.

Свое право на труд работники реализуют путем заключения трудового и коллективного договора с работодателем или с физическим лицом о работе на предприятии, в учреждении, организации.

Коллективный договор (ст.10-20) заключается между работодателем или уполномоченным им органом (лицом) с одной стороны, и профсоюзами (в случае их отсутствия - уполномоченными представителями трудового коллектива) с другой стороны.

Он заключается на основе действующего законодательства и принятых сторонами обязательств с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений, а также согласования интересов трудящихся и собственников или уполномоченных ими органов.

Коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наемный труд и обладающих правами юридического лица.

Коллективный договор также может заключаться и в структурных подразделениях предприятий, учреждений и организаций в пределах их компетенции.

Трудовой договор - это соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную соглашением и соблюдать трудовой распорядок, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать предусмотренные законодательством и соглашением сторон условия труда, необходимые для выполнения работы. (Глава 3: ст. 21-49)

Трудовой договор может быть: (ст. 23)

  • бессрочным, т.е. заключаемым на неопределенный срок;

  • заключаемым на определенный срок, установленный по согласию сторон;

  • заключаемым на время выполнения определенной работы.

Особой формой трудового договора является контракт.

В контракте соглашением сторон могут устанавливаться: срок действия, права, обязательства, ответственность сторон, условия материального обеспечения и организации труда работника, а также условия прекращения действия контракта.

Трудовой договор заключается в письменной форме и оформляется приказом о приеме работника на работу.

При составлении трудового договора может быть оговорено соглашением сторон проведение испытания с целью проверки их профессиональной пригодности. Срок испытания не может превышать трех месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с комитетом профсоюза, - шести месяцев.

Принимаются на работу без испытательного срока:

  • лица, которым не исполнилось 18 лет;

  • молодые рабочие после окончания профессионально-технических и технических училищ;

  • молодые специалисты;

  • лица, уволенные в запас;

  • инвалиды, по результатам медико-социальной экспертизы.

При увольнении по уважительной причине трудовой договор прекращает действие в срок, указанныйработником.

К уважительным причинам относят:

  • переезд на новое местожительство;

  • перевод на работу в другую местность;

  • поступление в учебное заведение;

  • невозможность проживания в данной местности;

  • уход за ребенком по достижению им 14-летнего возраста или за ребенком-инвалидом;

  • уход за больным членом семьи или инвалидом 1-ой группы;

  • выход на пенсию;

  • принятие на работу по конкурсу.

Разрыв трудового договора по инициативе работодателя (как правило) не допускается без согласия профсоюзной организации, которая должна в десятидневный срок сообщить об этом работодателю в письменной форме. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее, чем через месяц после получения согласия профсоюзного органа.

При разрыве трудового договора работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, в случае призыва на военную или альтернативную службу – в размере 2-х месячного среднего заработка.

Если работодатель не выполняет требования законодательства по охране труда и коллективного договора, работник имеет право расторгнуть трудовой договор, получив при этом выходное пособие в размере не менее 3-х месячного среднего заработка.

За работником сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв в работе после увольнения не превысил 3-х месяцев.

КЗоТ также устанавливает продолжительность рабочего времени, для различных категорий работников, учитывая их возраст и условия труда, а именно:

  • для основного контингента работающих не более 40 часов в неделю;

  • для работников возрастом от 14 до 16 лет – 24 часа в неделю;

  • для работников возрастом от 16 до 18 лет – 36 часов в неделю;

  • для работающих, на работах с вредными условиями труда – не более 36 часов в неделю.

В Украине установлена пятидневная и шестидневная рабочая неделя. Накануне праздничных и выходных дней, а также при работе в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), продолжительность работы сокращается на 1 час.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42-х часов.

Сверхурочные работы, как правило, не допускаются, но в исключительных случаях определенных законом и только с разрешения профсоюзного комитета предприятия они могут проводится.

При этом для работников продолжительность сверхурочных работ не должна превышать:  4-х часов на протяжении двух дней подряд;

 120 часов в год.

При почасовой оплате труда сверхурочные работы оплачиваются в двойном размере. Компенсация сверхурочных работ отгулом не допускается.

Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется дополнительный отпуск (как компенсация).

Работа в праздничный день оплачивается в двойном размере за фактически отработанные часы или по желанию работника ему может быть предоставлен другой день отдыха.

Работа в ночное время оплачивается в повышенном размере.

Заработная плата выплачивается не позднее, чем каждые полмесяца. В главе «Гарантии и компенсации» указано, что при каждой выплате зарплаты общий размер всех отчислений не может превышать 20%, а в отдельных случаях – 50% заработной платы.

Для грузов массой больше 50 кг, а также для грузов, поднимаемых на высоту выше 3 м. - необходимо предусматривать механизированный способ перемещения.

Вопросы касающиеся труда женщин рассматриваются в отдельной главе КЗпП.

Запрещено применение труда женщин на тяжелых подземных работах и работах с вредными условиями труда.

Запрещено привлекать к ночным, сверхурочным работам и работам по выходным беременных женщин, женщин, имеющих детей возрастом до 3 лет.

Женщины, имеющие детей возрастом от 3 до 14 лет или детей-инвалидов, не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировку без их согласия.

При необходимости, согласно медицинским показаниям, предусматривается перевод беременных женщин на более легкую работу.

Вопросы касающиеся труда молодежи, также рассматриваются в отдельной главе КЗпП.

В Украине, прием на постоянную работу, как правило, допускается с 16 лет, но в исключительных случаях, по согласованию с профсоюзным комитетом, могут приниматься лица, которым исполнилось 15 лет.

На работу в период каникул, могут приниматься ученики, которым исполнилось 14 лет.

На тяжелых и сверхурочных работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах запрещается использование труда лиц, которым не исполнилось 18 лет.

Обязательные медицинские обследования работников в возрасте до 21 года оплачивается предприятием.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]