- •Вопрос 1. Государственное управление охраной труда, государственный надзор и общественный контроль за охраной труда
- •Основные задачи управления охраной труда:
- •Основные функции управления охраной труда:
- •Основные функции управлений:
- •Вопрос 2 кодекс законів про працю україни (кЗпП)
- •Вопрос 3 Ответственность за нарушение норм и правил охраны труда
Основные функции управлений:
контроль за работой служб охраны труда предприятий и организаций всех форм собственности и подчинения;
контроль за эффективным использованием финансовых и материальных ресурсов при реализации общегосударственных программ в области охраны труда;
контроль за соблюдением условий разрешений и лицензий на определенные виды деятельности;
при установлении фактов нарушений условий действия разрешений и лицензий, службы территориальных управлений Госнадзорохрантруда выдают предписания и контролируют устранение выявленных недостатков в указанные сроки.
Общественный контроль за состоянием охраны труда
Общественный контроль осуществляют трудовые коллективы через своих уполномоченных лиц, а также профессиональные союзы в лице своих выборных органов и представителей.
Основными функциями общественного контроля являются:
анализ условий труда на всех субъектах хозяйственной деятельности;
формирование требований по улучшению условий труда, повышению безопасности труда на всех уровнях управления охраной труда;
контроль за эффективностью мероприятий по охране труда осуществляемых государством, руководителями ведомств и предприятий.
контроль за соблюдением правил охраны труда работающими.
Таким образом, управление охраной труда в современных условиях рыночного механизма заключается в том, что государство создает органы государственного, регионального и отраслевого управления охраной труда; осуществляет надзор за выполнением нормативно-правовых актов; создает систему нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического, кадрового, информационного, научного и финансового обеспечения деятельности в области охраны труда.
Вопрос 2 кодекс законів про працю україни (кЗпП)
Кодекс законов о труде Украины – это основа трудового законодательства государства, регулирует взаимоотношения между работником и работодателем. Принят 15 августа 1997 г и действует с учетом Закона України «Про внесення змін до Кодексу законів про працю» № 1356 от 24.12.1999г.
Свое право на труд работники реализуют путем заключения трудового и коллективного договора с работодателем или с физическим лицом о работе на предприятии, в учреждении, организации.
Коллективный договор (ст.10-20) заключается между работодателем или уполномоченным им органом (лицом) с одной стороны, и профсоюзами (в случае их отсутствия - уполномоченными представителями трудового коллектива) с другой стороны.
Он заключается на основе действующего законодательства и принятых сторонами обязательств с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений, а также согласования интересов трудящихся и собственников или уполномоченных ими органов.
Коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наемный труд и обладающих правами юридического лица.
Коллективный договор также может заключаться и в структурных подразделениях предприятий, учреждений и организаций в пределах их компетенции.
Трудовой договор - это соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную соглашением и соблюдать трудовой распорядок, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать предусмотренные законодательством и соглашением сторон условия труда, необходимые для выполнения работы. (Глава 3: ст. 21-49)
Трудовой договор может быть: (ст. 23)
бессрочным, т.е. заключаемым на неопределенный срок;
заключаемым на определенный срок, установленный по согласию сторон;
заключаемым на время выполнения определенной работы.
Особой формой трудового договора является контракт.
В контракте соглашением сторон могут устанавливаться: срок действия, права, обязательства, ответственность сторон, условия материального обеспечения и организации труда работника, а также условия прекращения действия контракта.
Трудовой договор заключается в письменной форме и оформляется приказом о приеме работника на работу.
При составлении трудового договора может быть оговорено соглашением сторон проведение испытания с целью проверки их профессиональной пригодности. Срок испытания не может превышать трех месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с комитетом профсоюза, - шести месяцев.
Принимаются на работу без испытательного срока:
лица, которым не исполнилось 18 лет;
молодые рабочие после окончания профессионально-технических и технических училищ;
молодые специалисты;
лица, уволенные в запас;
инвалиды, по результатам медико-социальной экспертизы.
При увольнении по уважительной причине трудовой договор прекращает действие в срок, указанныйработником.
К уважительным причинам относят:
переезд на новое местожительство;
перевод на работу в другую местность;
поступление в учебное заведение;
невозможность проживания в данной местности;
уход за ребенком по достижению им 14-летнего возраста или за ребенком-инвалидом;
уход за больным членом семьи или инвалидом 1-ой группы;
выход на пенсию;
принятие на работу по конкурсу.
Разрыв трудового договора по инициативе работодателя (как правило) не допускается без согласия профсоюзной организации, которая должна в десятидневный срок сообщить об этом работодателю в письменной форме. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее, чем через месяц после получения согласия профсоюзного органа.
При разрыве трудового договора работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, в случае призыва на военную или альтернативную службу – в размере 2-х месячного среднего заработка.
Если работодатель не выполняет требования законодательства по охране труда и коллективного договора, работник имеет право расторгнуть трудовой договор, получив при этом выходное пособие в размере не менее 3-х месячного среднего заработка.
За работником сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв в работе после увольнения не превысил 3-х месяцев.
КЗоТ также устанавливает продолжительность рабочего времени, для различных категорий работников, учитывая их возраст и условия труда, а именно:
для основного контингента работающих не более 40 часов в неделю;
для работников возрастом от 14 до 16 лет – 24 часа в неделю;
для работников возрастом от 16 до 18 лет – 36 часов в неделю;
для работающих, на работах с вредными условиями труда – не более 36 часов в неделю.
В Украине установлена пятидневная и шестидневная рабочая неделя. Накануне праздничных и выходных дней, а также при работе в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), продолжительность работы сокращается на 1 час.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42-х часов.
Сверхурочные работы, как правило, не допускаются, но в исключительных случаях определенных законом и только с разрешения профсоюзного комитета предприятия они могут проводится.
При этом для работников продолжительность сверхурочных работ не должна превышать: 4-х часов на протяжении двух дней подряд;
120 часов в год.
При почасовой оплате труда сверхурочные работы оплачиваются в двойном размере. Компенсация сверхурочных работ отгулом не допускается.
Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется дополнительный отпуск (как компенсация).
Работа в праздничный день оплачивается в двойном размере за фактически отработанные часы или по желанию работника ему может быть предоставлен другой день отдыха.
Работа в ночное время оплачивается в повышенном размере.
Заработная плата выплачивается не позднее, чем каждые полмесяца. В главе «Гарантии и компенсации» указано, что при каждой выплате зарплаты общий размер всех отчислений не может превышать 20%, а в отдельных случаях – 50% заработной платы.
Для грузов массой больше 50 кг, а также для грузов, поднимаемых на высоту выше 3 м. - необходимо предусматривать механизированный способ перемещения.
Вопросы касающиеся труда женщин рассматриваются в отдельной главе КЗпП.
Запрещено применение труда женщин на тяжелых подземных работах и работах с вредными условиями труда.
Запрещено привлекать к ночным, сверхурочным работам и работам по выходным беременных женщин, женщин, имеющих детей возрастом до 3 лет.
Женщины, имеющие детей возрастом от 3 до 14 лет или детей-инвалидов, не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировку без их согласия.
При необходимости, согласно медицинским показаниям, предусматривается перевод беременных женщин на более легкую работу.
Вопросы касающиеся труда молодежи, также рассматриваются в отдельной главе КЗпП.
В Украине, прием на постоянную работу, как правило, допускается с 16 лет, но в исключительных случаях, по согласованию с профсоюзным комитетом, могут приниматься лица, которым исполнилось 15 лет.
На работу в период каникул, могут приниматься ученики, которым исполнилось 14 лет.
На тяжелых и сверхурочных работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах запрещается использование труда лиц, которым не исполнилось 18 лет.
Обязательные медицинские обследования работников в возрасте до 21 года оплачивается предприятием.
