Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
et_zachet.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
751 Кб
Скачать
☆

46.Государственное регулирование заработной платы: налогообложение заработной платы, индексация заработной платы, районные коэффициенты, мрот.

Государственное регулирование оплаты труда включает:

-   установление правовых норм регулирования трудовых отношений, в том числе и по вопросам оплаты труда;

- законодательное установление и изменение минимального  размера оплаты труда  в РФ;

-     налоговое регулирование средств, направляемых на оплату  труда предприятиями, а также  доходов физических лиц,

-     установление районных коэффициентов и процентов надбавок;

-     установление государственных гарантий по оплате труда.

Регулирование оплаты труда на основе договоров  и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).

Существуют три типа политики в области доходов и заработной платы:

1)      контроль за инфляцией с помощью  налогов и фискальных мер;

2)      регулирование  доходов на основе государственных правил и положений;

3)      политика трехстороннего сотрудничества.

Но при чрезмерной дифференциации заработков, наличие денежных доходов централизованная политика в области оплаты труда вряд ли принесет хорошие результаты. Ориентация на налоговое регулирование доходов может стимулировать черный рынок.  Потому главная надежда, видимо, в политике переговоров, в частности, по поводу утверждения уровней заработной платы, обеспечивающих гибкую и справедливую оплату труда.

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период  профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.

Минимальный размер оплаты  представляет собой  низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой  в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства. Минимальный размер оплаты определяется в размере 40% прожиточного минимума, рассчитанного на душу населения, что предполагает его периодически пересмотр с учетом имения индекса потребительских цен и тарифов на услуги.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Этот налог удерживают из выплат и вознаграждений физических лиц – налоговых резидентов РФ, а также физических лиц – нерезидентов РФ, получающих доходы от российских источников (п. 1 ст. 207 НК РФ).

К доходам от российских источников относится вознаграждение за выполнение трудовых (или иных) обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу в Российской Федерации.

Вознаграждение директора или члена совета директоров фирмы – налогового резидента РФ, местом нахождения которой является Россия, рассматривается как доход, полученный от источников в РФ. При этом не имеет значения место, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата вознаграждений (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).

При определении налоговой базы учитывают все доходы физического лица, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, установлен статьей 217 Налогового кодекса.

2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование в ПФР, ФСС, ФФОМС.

Страховыми взносами облагают доходы, начисленные работникам организации в виде выплат и вознаграждений в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам. При этом имеются в виду гражданско-правовые договоры, заключенные с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Это могут быть договоры на выполнение работ, оказание услуг, а также лицензионные договоры, договоры авторского заказа и прочие, связанные с интеллектуальной собственностью (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

С 2011 года страховыми взносами облагают выплаты в рамках трудовых отношений, а не по трудовым договорам, как было ранее. Это значит, что на все выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений, за исключением тех, что входят в перечень не облагаемых взносами выплат, необходимо начислять взносы.

Перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами на обязательное социальное страхование, установлен статьей 9 Закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

3. Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Объектом обложения взносами «по травме» являются выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, произведенные в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (в случае, если договор предусматривает уплату взносов на страхование от производственного травматизма) (п. 1 ст. 20.1Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

С 2011 года объект обложения и база для начисления взносов «по травме» и страховых взносов на обязательное социальное страхование полностью совпадают.

Перечень выплат, на которые страховые взносы не начисляются, определен статьей 20.2 Закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование и взносы «по травме» перечисляют в Фонд социального страхования РФ.

Индексация заработной платы — повышение номинальной заработной платы (ставок и окладов) по мере инфляционного роста цен на потребительские товары и услуги за определенный период, направленное на поддержание и восстановление покупательной еиособности получаемых трудовых доходов.

Ретроспективная индексация осуществляется в соответствии со сложившимся ростом цен, предшествующим индексируемому периоду, ожидаемая (упреждающая) — ориентирована на ожидаемый рост цен.

Необходимо отметить, что повышение ставок и окладов по мере инфляционного роста цен является фактором увеличения издержек производства. Это, в свою очередь, вызывает повышение цен на производимые товары и услуги, что в конечном итоге требует дальнейшей индексации заработной платы: таким образом, возможно формирование так называемой инфляционной спирали «заработная плата — цены». Чтобы избежать роста темпов инфляции, при осуществлении индексации учитывается ряд требований:

С помощью индексации компенсируется не любой, а только инфляционный рост цен. При этом, как правило, устанавливается "порог индексации" — то увеличение цен, с которого требуется индексация.

Индексируются не все виды доходов, а преимущественно такие, как заработная плата и социальные трансферты (пенсии, стипендии, пособия).

Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности (от продажи и сдачи в аренду личного имущества, акций и других ценных бумаг, от ведения фермерского и личною подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой разрешенной законом экономической деятельности), так как они формируются в условиях свободного ценообразования, возрастая с ростом цен, и поэтому не нуждаются в дополнительной защите.

Кроме общего индекса потребительских цен могут рассчитываться и части-индексы изменения стоимости жизни определенных слоев или групп населения или специальные индексы в целях коррекции социальных выплат или их тарифов в результате инфляции.

Индексация не компенсирует полностью рост потребительских цен всем получателям доходов. Рост стоимости жизни компенсируется в большей мере тем, чей уровень текущего потребления наиболее страдает в результате инфляции, т.е. лицам, получающим более низкие доходы.

Официальными источниками индексации доходов в России выступают:

для бюджетной сферы занятости — бюджеты всех уровней;

для пенсионеров — Пенсионный фонд РФ;

для пособий — Фонд социального страхования РФ, федеральный бюджет;

для малообеспеченных категорий населения — средства на компенсации и льготы из муниципальных бюджетов, а также фондов социальной защиты населения;

для занятых в частном секторе экономики — финансовые средства самих организаций.

Районные коэффициенты к заработной плате устанавливаются с целью компенсации работникам как повышенных затрат труда, связанных с выполнением работ в районах с неблагоприятными природно-климатическим условиями, так и более высоких расходов, обусловленных проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Районный коэффициент повышает на определенную величину всю сумму начисленной работнику заработной платы.

С 1 января 2013 год минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет увеличен с 4600 рублей (2012 год) до 5200 рублей. При этом, в правительстве разрабатывается план по приближению с 1 апреля 2013 года размера МРОТ к величине прожиточного минимума (Во 2 квартале 2013 года прожиточный минимум в целом по России составил 7372 рублей, в том числе  для трудоспособных граждан - 7941 рубль, пенсионеров - 6043 рублей, детей – 7104 рубля)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]