- •Перечень экзаменационных вопросов по трудовому праву:
- •1. Понятие труда и предмет трудового права.
- •Признаки метода трудового права с точки зрения способов установления норм трудового права:
- •4. Система отрасли трудового права
- •5. Сфера действия трудового права. Ограничение трудового права от смежных
- •6. Источники трудового права России, их особенности и классификация.
- •Источники трудового права и их классификация.
- •8. Работники (граждане) как субъекты трудового права.
- •9. Работодатели (организации) как субъекты трудового права.
- •11. Профсоюзы как субъекты трудового права: функции, правосубъектность, права и гарантии их реализации.
- •Защитная функция профсоюзов.
- •Классификация прав профсоюзов.
- •14. Коллективный договор: действие, контроль за выполнением, ответственность за нарушение.
- •15. Понятие социально-партнерских соглашений, их виды, стороны, порядок
- •16. Понятие трудоустройства, занятости, безработного и подходящей работы. Порядок регистрации граждан в качестве безработных.
- •Право граждан на трудоустройство через посредничество службы занятости.
- •21. Содержание трудового договора (контракта).
- •22. Порядок заключения трудового договора (контракта). Гарантии при приеме на
- •Виды трудового договора по сроку его действия можно определить следующим образом:
- •25. Понятие перевода на другую работу и его отличие от перемещения.
- •26. Виды переводов на другую работу.
- •27. Основания прекращения трудовых договоров (контрактов) и их классификация.
- •Увольнение по этому основанию, в частности, может быть произведено за:
- •Защита персональных данных работника .
- •34. Режим рабочего времени и его учет.
- •35. Понятие и виды времени отдыха.
- •Дополнительные отпуска и порядок их предоставления.
- •37. Понятие и методы регулирования заработной платы.
- •Оплата труда при выполнении работ различной квалификации
- •Оплата труда в ночное время
- •Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей
- •Оплата труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком
- •Оплата времени простоя
- •Оплата труда при освоении новых производств (продукции)
- •40. Гарантийные выплаты и доплаты. Компенсационные выплаты.
- •1. Служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 тк).
- •2. Если работник по предварительной договоренности с работодателем переезжает на работу в другую местность, последний обязан возместить ему:
- •Внутренний трудовой распорядок организации
- •Внутренний трудовой распорядок организации
- •44. Дисциплинарная ответственность и ее виды. Понятие дисциплинарного проступка.
- •Виды проступка (открытый перечень):
- •45. Виды дисциплинарных взысканий, порядок их наложения, обжалования и снятия.
- •46. Понятие материальной ответственности работника за ущерб, причиненный
- •49. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный работнику в связи с повреждением его здоровья.
- •Возможны следующие виды возмещения вреда работнику в связи с повреждением его здоровья:
- •50. Понятие и основные направления (принципы) охраны труда.
- •51. Обязанности сторон трудового правоотношения по охране труда.
- •Работник обязан:
- •Обязанности работодателя по охране труда работников :
- •52. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
- •Содержание особой охраны труда молодежи включает следующие специальные правовые мероприятия.
- •Содержание особой охраны труда молодежи включает следующие специальные правовые мероприятия.
- •56. Понятие и виды надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Система органов надзора и контроля и их компетенция.
- •58. Понятие, условия и причины трудовых споров.
- •Право на трудовые споры
- •61. Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
- •62. Судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
- •63. Особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
- •64. Порядок разрешения коллективных трудовых споров.
- •65. Понятие государственного обязательного страхования и его особенности.
- •66. Понятие, субъекты и источники международно-правового регулирования труда.
- •67. Международная организация труда (мот) и ее структура
- •68. Принципы деятельности мот.
- •Методы работы мот
- •69. Правовое регулирование занятости трудящихся (работников).
- •Правовое регулирование занятости населения осуществляется:
- •70. Основные конвенции мот действующие в рф.
- •Перечень конвенций мот , действующих в рф
35. Понятие и виды времени отдыха.
Время отдыха — это время, в течение которого работник освобождается от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК). Регулируется оно гл. 17-19 ТК и некоторыми другими нормативными актами.
Правовая регламентация времени отдыха обеспечивает реализацию работающими по трудовому договору конституционного права на отдых, провозглашенного ст. 37 Конституции РФ.
Видами времени отдыха являются:
перерывы в течение рабочего дня (смены);
ежедневный (междусменный) отдых;
выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
нерабочие праздничные дни;
отпуска.
Перерывы в течение рабочего дня (смены) имеют различное назначение и правовой режим.
В течение рабочего дня (смены) всем работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания, который не включается в рабочее время и не оплачивается (ст. 108 ТК). Продолжительность перерывов должна быть не менее 30 минут и не более 2 часов. Продолжительность и режим использования этих перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка; при сменной работе — графиками сменности; при особом режиме работ (гибкое рабочее время, разделение рабочего дня на части) — в локальных нормативных актах или в трудовом договоре. Если по условиям работы предоставить перерыв невозможно, работодатель обязан создать работнику условия для отдыха и приема пищи на рабочем месте. В таких случаях этот период не исключается из рабочего времени.
Определенным категориям работников предоставляются перерывы, имеющие специальное назначение, включаемые в рабочее время и оплачиваемые (ст. 109 ТК). Они даются работающим на открытом воздухе в холодное время года или в неотапливаемых помещениях для обогревания. На погрузочно-разгрузочных работах и некоторых других видах работ предоставляются дополнительные перерывы для отдыха. Режим предоставления указанных перерывов устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Работодатель обязан создать работникам условия для обогревания и отдыха, оборудовав для этого помещения.
Ежедневный (междусменный) отдых — это перерыв между окончанием рабочего дня (смены) и началом нового рабочего дня (смены). Его продолжительность вместе со временем обеденного перерыва должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий день.
Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются всем работникам: при 5-дневной рабочей неделе — 2 дня, при 6-дневной — 1 день. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов (ст. 110-111 ТК).
Порядок предоставления и использования выходных дней зависит от режима работы организации или индивидуального предпринимателя и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором.
Порядок предоставления выходных дней работающим у физических лиц определяется соглашением сторон (ст. 305 ТК) с соблюдением требований ст. 110 ТК.
Нерабочими праздничными днями в России в соответствии со ст. 112 ТК являются:
1,2,3,4 и 5 января — Новый год;
7 января — Рождество Христово;
23 февраля — День защитника Отечества;
8 марта — Международный женский день;
1 мая — Праздник весны и труда;
9 мая —День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного единства.
При совпадении выходного и праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного дня рабочий день. В целях рационального использования работниками выходных и праздничных дней выходные дни могут переноситься Правительством РФ на другие дни.
36. Отпуска, их виды, порядок предоставления.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируется установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане нашей страны пользуются правом на ежегодное свободное от основной работы время. Для отдыха им предоставляются ежегодные оплачиваемые основные отпуска. В некоторых случаях работники могут получить дополнительные отпуска без сохранения заработной платы. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск
относится к числу основных трудовых прав каждого работника. Для приобретения права на отпуск работник должен находиться в трудовыхправоотношениях с предприятием. Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (Статья 114 ТК РФ).
Основной отпуск.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане нашей страны пользуются правом на ежегодное свободное от основной работы время. Для отдыха им предоставляются ежегодные оплачиваемые основные отпуска. В некоторых случаях работники могут получить дополнительные отпуска без сохранения заработной платы.
Право на ежегодный оплачиваемый отпуск относится к числу основных трудовых прав каждого работника. Для приобретения права на отпуск работник должен находиться в трудовых правоотношениях с предприятием.
Ежегодный отпуск — это непрерывный продолжительный отдых, предоставляемый работникам ежегодно в целях укрепления здоровья и восстановления трудоспособности.
Всем работающим по трудовому договору должны предоставляться ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы (ст. 114 ТК).
Основной оплачиваемый отпуск предоставляется всем работникам, в том числе работающим у физических лиц, продолжительностью 28 календарных дней. Для некоторых категорий работников, с учетом возраста, состояния здоровья, степени интенсивности и напряженности труда, устанавливаются удлиненные основные отпуска, т. е. основные отпуска большей продолжительности.
Удлиненные отпуска установлены: несовершеннолетним — 31 календарный день в удобное для них время (ст. 267 ТК); педагогическим работникам — 42 и 56 календарных дней в зависимости от места работы; занятым на работах с химическим оружием, — 56 или 49 календарных дней в зависимости от группы, к которой отнесены работы; инвалидам — не менее 30 календарных дней и некоторым другим категориям работников.
Основные и дополнительные отпуска предоставляются работникам один раз в рабочем, а не в календарном году. Рабочий год, как правило, исчисляется со дня поступления на работу в организацию. Право на отпуск за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев непрерывной работы у данного работодателя (ст. 122 ТК). По соглашению сторон отпуск может быть предоставлен и до истечения 6 месяцев работы.
Право на отпуск до истечения 6 месяцев работы имеют: беременные женщины, несовершеннолетние, а также некоторые другие категории работников. При этом право на отпуск возникает в полном размере.
В стаж, дающий право на отпуск, включается: фактически проработанное время; время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (время болезни, пребывания в учебном отпуске, время ежегодного оплачиваемого отпуска и др.); время вынужденного прогула при незаконном отстранении от работы; период отстранения от работы работника, не прошедшего медицинский осмотр не по своей вине, — ст. 121 ТК.
Очередность предоставления отпусков определяется графиком, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа не позднее чем за 2 недели до наступления календарного года. График имеет обязательную силу как для работников, так и для работодателя (ст. 123 ТК).
Отдельным категориям работников закон предоставляет право выбора времени использования отпуска. Таким правом пользуются несовершеннолетние (ст. 267 ТК), а также мужчины, которые вправе получить отпуск в период нахождения жены в отпуске по беременности и родам, независимо от времени их непрерывной работы у данного работодателя (ст. 123 ТК).
Отпуска должны предоставляться ежегодно в установленный срок. По соглашению между работником и работодателем отпуск может быть разделен на части, причем одна из частей должна быть не менее 14 календарных дней (ст. 125 ТК).
Возможность замены отпуска денежной компенсацией ограничена законом (ст. 126 ТК). По письменному заявлению работника денежной компенсацией может быть заменена только часть отпуска, превышающая 28 календарных дней. Нельзя компенсировать в денежной форме отпуск беременным женщинам, несовершеннолетним и лицам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. Отзыв из отпуска возможен только с согласия работника. Однако запрещено отзывать из отпуска беременных женщин, несовершеннолетних и работающих с вредными и опасными условиями труда.
В исключительных случаях и в порядке, установленном ст. 124 ТК, возможно продление или перенесение отпуска на следующий рабочий год. Отпуск может быть продлен в случае болезни работника во время отпуска на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком. Продлевается отпуск и при исполнении работником государственных обязанностей, если для их выполнения законом предусмотрено освобождение от работы. Продление отпуска возможно и в других случаях, предусмотренных законом или локальными нормативными актами организации. Тем самым перечень оснований для продления отпуска может быть расширен работодателем.
Перенесение отпуска на следующий рабочий год возможно только в исключительных случаях, если предоставление отпуска в текущем году может неблагоприятно отразиться на работе организации, индивидуального предпринимателя и с согласия работника. Запрещается непредоставление отпуска несовершеннолетним и работающим с вредными и опасными условиями труда.
