- •Лекция №8 «Доходы государственного бюджета»
- •I. Цели и задачи
- •II Расчет учебного времени
- •Учебно-методическое обеспечение Нормативно правовые акты:
- •Рекомендуемая литература: Основная:
- •Дополнительная:
- •Вводная часть
- •1.Экономическое содержание доходов
- •2. Роль налогов в формировании доходов
- •1. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученными в виде дивидендов, применяются следующие ставки:
- •Заключительная часть
- •План чтения лекции
- •Тема 8. «Доходы государственного бюджета»
- •Учебные часы ____________________________ Место проведения ________________________
- •II.Учебно-материальное обеспечение
- •IV. Литература для самостоятельной работы обучаемых по теме лекции Нормативно правовые акты:
- •Рекомендуемая литература: Основная:
- •Дополнительная:
- •Лист регистрации изменений
1. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученными в виде дивидендов, применяются следующие ставки:
6% - по соответствующим доходам от российских организаций российскими организациями и физическими лицами; 15% - по соответствующим доходам от российских организаций иностранными организациями и российскими организациями от иностранных организаций.
К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяется ставка в размере 15% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов.
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ для малого предпринимательства — организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отдельных сферах оказания платных услуг населению, в общественном питании (ресторанах, кафе, барах, столовых, нестационарных и других точках общественного питания с численностью работающих до 50 человек) и в розничной торговле (магазинах с численностью работающих до 50 человек, палатках, рынках, лотках, ларьках, торговых павильонах и других местах организации торговли, в том числе не имеющих стационарной торговой площади) — установлен и вводится нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Федерации единый налог на вмененный доход. Ставка единого Налога устанавливается в размере 20% вмененного дохода.
Вмененный доход — это потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом статистических данных результатов проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценок независимых организаций. Уплата единого налога предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных на логов и сборов. Вместе с тем сохраняется порядок уплаты таможенных пошлин и иных таможенных платежей, государственной пошлины, налога на приобретение и на владельцев транспортных средств, лицензионных и регистрационных сборов, земельного налога, налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, и некоторых других.
Суммы единого налога, уплачиваемые предприятиями зачисляются: в федеральный бюджет — 25% общего размера, из которых 4% направлялся в Федеральный дорожный фонд РФ (до его отмены в 2001 г.); в государственные внебюджетные фонды — 25% общей суммы, в том числе в Пенсионный фонд — 18,35%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,125%, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 2,15%, Фонд социального страхования — 3,425%, в Государственный фонд занятости населения РФ — 0,95% (до его отмены в 2001 г.); в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты — 50% общей суммы единого налога, из которых до 15% могут направляться в территориальные дорожные фонды.
Суммы единого налога, уплачиваемые предпринимателями, зачисляются: в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты в размере 75% общей суммы единого налога, в государственные внебюджетные фонды — 25% общей суммы, из них в Пенсионный фонд РФ — 22,725%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,125%, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 2,15%.
На 2,5 года ранее налога на вмененный доход была введена для малых предприятий упрощенная система налогообложения (Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. 222-ФЗ). Предусматривался добровольный характер перехода на эту систему.
В связи с принятием в 2002 г. двух новых глав Налогового кодекса РФ, касающихся единого налога на вмененный ход и упрощенной системы налогообложения, малые предприятия с 2003 г. могут вместо налога на прибыль, налога на походы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, налога с продаж, единого социального налога, налогов на имущество малых предприятий платить один налог, ставка которого составит 6% от дохода или 15% от дохода минус расходы. На эту систему могут переходить предприятия, которые за 9 контрольных месяцев получили доход менее 11 млн. руб. Этот новый порядок налогообложения позволяет, по оценкам экспертов МНС России, не только в 2—3 раза снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, но и существенно упростить учет доходов и расходов, сократить налоговую отчетность, представляемую ныне мелкими предприятиями в налоговые инспекции.
Подоходный налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992 г. (с 1 января 2001 г. — налог на доходы физических лиц). Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Объектом обложения является совокупный доход физического лица, полученный в календарном году на территории РФ и за ее пределами в денежной и натуральной формах. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в Рубли по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на дату получения дохода. Доходы в натуральной форме Учитываются в совокупном доходе по рыночным ценам, в соответствии с принципами, изложенными в ст. 40 Налогового кодекса РФ.
По налогу на доходы физических лиц применяется широкая система вычетов. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих налоговых вычетов
стандартные налоговые вычеты — в зависимости 0 категории налогоплательщиков установлены за каждый месяц налогового периода (год) в размерах, например 300 руб (на каждого ребенка, находящегося на обеспечении налогов плательщика) и 3000 руб. (лица, получившие болезнь, инвалидность в связи с работами по ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, инвалидов ВОВ и ставшие инвалидами при исполнении обязанностей военной службы и др.);
социальные налоговые вычеты — в сумме доходов перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели, но не более 25% суммы дохода, полученного в году; уплаченных налогоплательщиком за свое обучение а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет в общеобразовательных учреждениях на дневной форме — в размерах не более 25 тыс. руб.; за услуги по лечению ■— не выше 25 тыс. руб.;
имущественные налоговые вычеты (от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков, расходы на новое строительство, либо приобретение жилого дома или квартиры);
профессиональные налоговые вычеты: в сумме фактических расходов документально подтвержденных от извлечения доходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности физическими лицами без образования юридического лица; извлечением доходов лицами, занимающимися частной практикой, работой по договорам гражданско-правового характера, получающие авторские вознаграждения.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
До 2001 года действовал прогрессивный налог в зависимости от размера совокупного дохода.
В соответствии с действующим с 2001 года законодательством с совокупного дохода, полученного в 2001 году установлена единая ставка в размере 13%.
В отношении доходов по выигрышам, выплачиваемым организаторами лотерей, тотализаторов; по выигрышам и тотализаторам, получаемым в проводимых конкурсах, играх, по страховым выплатам, по процентам по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублевым вкладам и 9% годовых — по вкладам в иностранной валюте, а также отношении доходов, полученных от суммы экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, налоговая ставка установлена в 35%.
В отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, и от дивидентов установлена налоговая ставка 30%.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, указанные налоговые вычеты не применяются.
К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, и от его продажи, доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие (безвозмездные перечисления и доходы целевых бюджетных фондов). В федеральный бюджет на 2003 год включены средства лишь бюджетного фонда Министерства РФ по атомной энергии. С 1 января 2001 г. Упразднены действовавшие в 2000 г. следующие целевые бюджетные фонды, средства которых были консолидированы в бюджете 2000 года: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ, Федеральный фонд производства минерально-сырьевой базы, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Федеральный фонд Министерств РФ по налогам и сборам и Федеральная служба налоговой полиции РФ. Упразднены также Фонд по охране озера Байкал, Фонд содействия военной реформе.
Следует отметить, что действующая налоговая система нуждается в дальнейшем совершенствовании. К основным ее недостаткам можно отнести множественность налогов (в России взимается до 50 налогов) и плохую их собираемость (фактически аккумулируется около 70% налогов против утвержденных сумм). Слабо используется регулирующая функция налогов, особенно в части налогообложения производственных предприятий, что тормозит из развитие. До сих пор не принят в полной мере Налоговый кодекс, а поэтому ряд важных положений первой части Налогового кодекса от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ еще не действуют в полной мере. Кстати, в Налоговом кодексе (часть первая) предусматривается 16 видов федеральных налоговых сборов, 7 региональных и 5 местных.
Основными направлениями дальнейшего совершенствования налоговой системы остаются:
повышение стабильности, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и неналоговых платежей;
сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;
консолидация в федеральном бюджете государственных внебюджетных фондов, не допуская крайности, проявившейся уже в 2001 году, с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части бюджета;
облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы одновременным введением механизмов, повышающих уровень собираемости налогов;
укрепление налогового федерализма, в том числе установление минимальных значений долей поступления доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будут устанавливаться ежегодно в федеральном бюджете, но не ниже минимальных значений;
сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;
расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных минимальной величине месячной оплаты труда, и таможенных пошлин в денежных единицах на единицу товара в натуральном измерении;
замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения добываемого ресурса с пересчетом в рубли по средним экспортным ценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому Центральным банком РФ на дату платежа.
Укреплению доходной части бюджета все более и более способствует Бюджетный кодекс Российской Федерации, который четко регулирует бюджетное устройство и бюджетный процесс, правоотношения, возникающие между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Рф и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление государственных и муниципальных заимствований, регулирует государственный и муниципальный долг.
