Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы_k_ekzamenu_po_trudovomu_pravu.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
240 Кб
Скачать
☆

50. Срок трудового договора.

Статья 58. Срок трудового договора

Трудовые договоры могут заключаться:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.

Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.

51. Порядок заключения и форма трудового договора.

Форма трудового договора. Заключение трудового договора осуществляется путем непосредственного соглашения работодателя и работника и обязательно в письменной форме. Он составляется в двух экземплярах, подписывается сторонами, один из подписанных договоров передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником такого экземпляра должно подтверждаться подписью работника на экземпляре, оставшегося у работодателя.

Письменная форма трудового договора обязательна как по основному месту работы, так и при поступлении на работу по совместительству. При этом не имеет значения, куда на работу по совместительству поступает работник - к тому же работодателю, у которого выполняемая им работа яв-ся основной, или к другому работодателю. Действующее законодат-во не устанавливает общей (единой) типовой формы письменного трудового договора. В каждом конкретном случае она определяется произвольно с учетом положений ст.57 о содержании трудового договора.

Трудовой договор считается заключенным со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения к работе.

Ответственность за соблюдение порядка заключения трудового договора возлагается на руководителя организации. Работник не несет какой-либо ответственности за то, что трудовой договор с ним не оформлен в письменной форме или оформлен ненадлежащим образом либо не издан приказ о зачислении его на работу.

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не уст-но ФЗ, иными НПА или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, опред-го трудовым договором.

Возраст, с которого допускается заключение трудового договора, установлен ст. 63 ТК:

1. заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет.

2. при получении основного общего образования, либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответ-ии с ФЗ общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшее возраста 15 лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

3. с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

4. в организациях кинематографии, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, НЕ достигшими возраста 14 лет, для участия в создании или исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. В этом случае трудовой договор от имени работника подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указывается максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и др условия, в которых может выполняться работа.

Прием на работу на основании заключенного трудового договора оформляется приказом (распоряжением) организации, объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня фактического начала работы. Такой приказ издается единолично руководителем организации на основании и в соответствии с трудовым договором. Приказ яв-ся только актом оформления после заключения трудового договора, служащим основой для включения работника в списки (состав) работающих, для начисления ему з\п, внесения записи в его трудовую книжку.

По требованию работника работодатель обязан выдать работнику надлежаще заверенную копию приказа (распоряжения) о приеме на работу.

Работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания ФЗ (н-р, наличие российского гражданства).

При приеме на работу с вредными и опасными условиями труда установлены предварительные медицинские осмотры. Работник проходит медицинский осмотр для определения пригодности его по состоянию здоровья к выполнению работы, предусмотренной трудовым договором, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения болезней. Обязательный медицинский осмотр при заключении трудового договора проводится только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено ТК или иными ФЗ. Обязательному предварительному медицинскому освидетельствованию подлежат лица, не достигшие 18 лет.

Работодатель при приеме на работу обязан ознакомить работника с коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и др.

Трудовым законод-ом пред-на возможность устанавливать работнику испытательный срок при приеме на работу, но только по соглашению с работником в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Условие об испытании, если достигнута о нем договоренность, должно быть указано в трудовом договоре, иначе работник будет принят без испытания.

Испытание не уст-ся 1) для лиц, поступающих на работу по конкурсу, 2) избранных на должность по выборам, 3) лиц, приглашенных на работу в порядке перевода, 4) беременных женщин, 5) лиц, не достигших 18 лет, окончивших образовательные учреждения и впервые поступивших на работу по специальности, а также в других случаях, предусмотренных ТК, иными ФЗ, коллективным договором.