- •Понятие и предмет трудового права.
- •3 Отграничение трудового права от смежных отраслей права.
- •9 Действие нормативных правовых актов о труде во времени и в пространстве.
- •6 Основные принципы трудового права и их значение.
- •7 Источники трудового права и их особенности.
- •9 Действие нормативных правовых актов о труде во времени и в пространстве.
- •10 Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений.
- •39. Ежегодные оплачиваемые отпуска, их виды и порядок предоставления.
- •40 Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам:
- •67. Федеральная инспекция труда
- •68. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами
- •69. Общая характеристика трудовых споров, их классификация
- •70. Индивид. Трудовые споры и порядок их рассмотрения и разрешения в ктс
- •71. Особенности суд. Порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- •72. Коллективные трудовые споры и порядок их рассмотрения и разрешения
- •73. Право на забастовку и его ограничения. Проведение забастовки, признание её незаконной
39. Ежегодные оплачиваемые отпуска, их виды и порядок предоставления.
Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК).
Ежегодным оплачиваемым отпуском признается непрерывное свободное от работы время, в течение которого за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок.
Продолжительность - 28 календарных дней. Если в трудовой договор включено условие о продолжительности отпуска меньше 28 календарных дней, то такое условие является недействительным.
Продолжительность отпуска определяется в календарных днях. Искл - Только временным работникам и работникам, занятым на сезонных работах, предоставляются оплачиваемые отпуска из расчета 2 рабочих дня за каждый месяц работы.
Отпуск удлиняется на число нерабочих праздничных дней, приходящихся на данный отпуск.
Удлиненный основной отпуск - более 28 календарных дней, предоставляемый работникам в соответствии с ТК и иными ФЗ. Цель таких отпусков - гарантировать работникам более длительный отдых с учетом характера и специфики их трудовой деятельности, условий труда, состояния здоровья и иных обстоятельств.
Правом на удлиненный отпуск пользуются, например:
1) работники моложе 18 лет - не менее 31 календарного дня;
2) инвалиды - не менее 30 календарных дней;
3) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, работающие на условиях трудового договора - 30 календарных дней;
4) доктора наук и кандидаты наук научных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, - соответственно 48 и 36 рабочих дней;
5) государственные служащие - не менее 30 календарных дней;
6) судьи Конституционного суда РФ - 48 рабочих дней;
7) судьи - 30 рабочих дней, в районах Крайнего Севера - 51 рабочий
день; в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, - 45 рабочих дней;
8) работники прокуратуры - не менее 30 календарных дней (в районах Крайнего Севера - 54 календарных дня, в приравненных к районам Крайнего Севера - 46 календарных дней);
9) сотрудники налоговой полиции - 30 календарных дней (при прохождении службы в местностях с тяжелыми климатическими условиями – 45);
10) муниципальные служащие - не менее 30 календарных дней.
11) для учителей, преподавателей и руководящих работников общеобразовательных учреждений – 56;
12) для работников организаций здравоохранения, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита – 36;
40 Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам:
занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
имеющим особый характер работы;
с ненормированным рабочим днем;
работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
и др.случаи (судьи, работники прокуратуры – в зависимости от стажа)
Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.
Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения 6 месяцев.
До истечения 6 месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:
женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;
работникам в возрасте до восемнадцати лет;
работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;
в других случаях, предусмотренных ФЗ.
Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.
По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя.
