- •Законодательство об охране труда. Основные термины и их определения.
- •2. Классификация производственных факторов, оказывающих вредное воздействие на фармацевтических работников.
- •3. Права и обязанности работодателя по обеспечению охраны труда.
- •4. Права и обязанности работающего в области охраны труда
- •5. Организация работы по охране труда. Полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда).
- •6. Инструкции по охране труда.
- •7. Виды инструктажей по охране труда.
- •8. Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты
- •9. Меры компенсации воздействия вредных производственных факторов на работников
- •10. Особенности регулирования труда женщин и работников, имеющих семейные обязанности
- •11. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
- •Подростки
- •Литература:
11. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Для реализации права работающих на охрану труда государство осуществляет государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
Государственное управление в области охраны труда осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляются Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, иными специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности.
Государственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда также осуществляют республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством.
Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, установленном законодательством, осуществляют профсоюзы через их технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов.
Работодатели и работающие, виновные в нарушении законодательства об охране труда или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Подростки
Трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, но только с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя).
Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет, установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 года № 144. К ним относятся отдельные виды сельскохозяйственных, лесохозяйственных работ, благоустройство и озеленение городов и поселков, выполнение видов работ, освоенных в мастерских учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, изготовление сувенирных изделий и другие.
Прием лица в возрасте от 14 до 16 лет для выполнения работы, не предусмотренной указанным Перечнем, не допускается.
В соответствии со статьями 114, 115 Трудового кодекса Республики Беларусь для работников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 23 часов в неделю, при этом продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 4 часа 36 минут.
Продолжительность рабочего времени учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности указанного рабочего времени (не более 11,5 часа в неделю), при этом ежедневная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 2 часов 18 минут.
