- •Ситуационные задачи
- •Задача № 1. (1.1)
- •Задача № 2. (1.1)
- •Задача № 3.
- •Задача № 4. (1.1.)
- •Задача № 5. (1.1)
- •Задача № 6. (1.1)
- •Решение № 2
- •Задача № 7. (1.1)
- •Образцы решения ситуационных задач по практическому занятию № 1 по теме «источники трудового права» решение № 1
- •Решение № 3
- •Решение № 4
- •Решение № 5
- •Решение № 6
- •Решение № 7
Решение № 5
Конвенция МОТ № 171 от 26 июня 1990 г. «О ночном труде» требует от государств-участников принимать меры с целью недопущения в ночное время труда женщин до и после рождения ребенка в течение 16 недель, из которых не менее 8 недель должно предшествовать предполагаемой дате рождения ребенка.
Согласно ст.96 ТК РФ женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключение. При этом они должны быть в письменной форме ознакомиться со своим правом отказаться от работы в ночное время.
Учитывая, что указанная Конвенция МОТ «О ночном труде» Российской Федерацией не ратифицирована, то в соответствии со ст.10 ТК РФ могут применяться правила, установленные ст.96 ТК РФ. Поэтому ссылка работодателя на эту Конвенцию недопустима, а действующее законодательство допускает применение ночного труда женщин.
Решение № 6
В соответствии со ст.2 Конвенции МОТ № 52 «Каждое лицо, к которому применяется настоящая Конвенция, имеет право после непрерывной работы продолжительностью в один год на ежегодный оплачиваемый отпуск, равный, по крайней мере шести рабочим дням». Международная организация труда (МОТ) – это международная организация занимающаяся вопросами регулирования только трудовых отношений.
Согласно ст.37 Конституции РФ лицам работающим по трудовым договорам гарантируется оплачиваемый ежегодный отпуск, то есть лицам, работающим не по трудовым договорам, оплачиваемые ежегодные отпуска не предусмотрены.
Это норма Конституции РФ подтверждается также ст.11 ТК РФ, в которой указано, что законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих по договору подряда. Решение комиссии по трудовым спорам :
Право на трудовой отпуск имеют только лишь граждане, отношения между которыми и нанимателем регулируются трудовым законодательством. То есть только граждане, с которыми заключены трудовые договора всех видов (включая контракты). Работа по договору подряда - это сфера гражданских правоотношений и граждане, с ч.8 которыми заключается договор подряда, т.е договор гражданско-правового характера, согласно ст.11 ТК РФ права на ежегодный оплачиваемый отпуск не имеют. Отпуска - понятие трудового права, а не гражданского.
Решение № 7
Из ст.19 ФЗ от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" следует, что трудовые отношения членов кооператива регулируются настоящим Федеральным законом и уставом кооператива, а наемных работников - законодательством о труде Российской Федерации. В уставе производственного кооператива могут быть отражены порядок и условия труда членов кооператива, меры дополнительного стимулирования членов кооператива и т.д. Специфика устава как нормативного акта, регулирующего трудовые отношения, заключается в том, что устав утверждается общим собранием членов кооператива, т.е. собранием работников этого кооператива, что дает им возможность установить для себя, как для работников кооператива, наиболее приоритетные условия и труда, и вознаграждения.
Устав кооператива как локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, не должен противоречить требованиям ( См. ст. 8 ТК РФ). Кооператив не вправе устанавливать нормы, ограничивающие или ущемляющие права работников кооператива по сравнению с трудовым законодательством РФ.
Согласно ст. 20 указанного ФЗ условия труда в производственном кооперативе для членов-работников и наемных работников кооператива должны быть одинаковыми. Законодатель не предусматривает установление различных условий труда в зависимости от такого фактора, как членство в кооперативе. В случае выявления существенных расхождений в продолжительности рабочего дня, порядке предоставления выходных дней, отпусков и иных условий для членов кооператива и наемных работников можно рассматривать такие условия как противоречащие трудовому законодательству и дискриминационные по отношению к наемным работникам. При установлении продолжительности отпусков, кооператив обязан руководствоваться трудовым законодательством РФ.
В соответствии со ст. 115 ТК РФ основной ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 28 календарных дней. Сам работодатель, которым является производственный кооператив, за счет собственных средств вправе устанавливать ежегодные оплачиваемые отпуска большей продолжительности.
Таким образом, инженер Васин в соответствии со ст.115 ТК РФ вправе рассчитывать на отпуск продолжительностью 28 календарных дней, если Уставом производственного кооператива не установлен более продолжительный отпуск.
