Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тема 16.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
139 Кб
Скачать
☆
  1. Охрана труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов.

Охрана труда женщин, несовершеннолетних, инвали­дов - это специально закрепленная совокупность правовых мероприятий, обеспечивающих безопасность для орга­низма этих категорий работников с учетом их физиологи­ческих особенностей.

В целях улучшения условий труда и охраны здоровья женщин, занятых в различных отраслях экономики, по­становлением Совета Министров Республики Беларусь 26 мая 2000 г. № 765 утвержден Список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещает­ся применение труда женщин1, с изм. и доп. Установлено, что наниматель принимает решение о применении труда женщин на работах, включенных в данный Список при условии создания безопасных условий труда, подтвержден­ных результатами аттестации рабочих мест, и положи­тельном заключении органов Государственной экспертизы условий труда и Государственного санитарного надзора Республики Беларусь.

Для охраны труда женщин применяются следующие меры:

  • запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными усло­виями труда, а также на подземных работах, кроме неко­торых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию) (ст. 262 ТК);

  • запрещается переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные нормы: не более 10 кг - до 2 раз в час, не более 7 кг - постоянно в течение рабочей смены;

  • запрещается привлечение к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК), выходные дни и направление в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;

  • запрещается привлечение беременных женщин к ра­боте в ночное время. Женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия;

  • запрещается привлечение женщин, имеющих детей в возрасте от 3 трех до 14 лет (детей-инвалидов - до 18 лет), к ночным, сверхурочным работам, работе в государственные праздники, праздничные дни, выходные дни и направление в служебную командировку без их письменного согласия;

  • беременным женщинам в соответствии с медицин­ским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, с сохранением сред­него заработка по прежней работе. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, бо­лее легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропу­щенные вследствие этого рабочие дни за счет нанимателя;

  • женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет;

  • женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо общего перерыва для отды­ха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (не реже чем через 3 часа, продолжительностью не менее 30 минут каждый). При наличии двух или более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва составляет не менее часа;

  • матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восем­надцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предостав­ляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования;

  • матери (отцу), воспитывающей (воспитывающему) двоих и более детей в возрасте до шестнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один допол­нительный свободный от работы день с оплатой в размере и на условиях, предусмотренных в коллективном договоре;

  • матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) троих и более детей в возрасте до 16 лет (ребенка-инвалида - в возрасте до 18 лет), по ее (его) письменному заявлению предоставляется один дополни­тельный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка. Положение о поряд­ке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю1 утверждено поста­новлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2007 г. № 1729;

♦ женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Законодательством предусмотрены также другие льго­ты и гарантии для беременных женщин и женщин, име­ющих детей.

Установлены следующие меры по охране труда несо­вершеннолетних:

  • запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах;

  • не допускается прием на работу лиц моложе 16 лет , а с лицом, достигшим 14 лет - с письменного согласия одного из родителей в свободное от учебы время;

  • законодательством предусмотрен обязательный ме­дицинский осмотр при приеме на работу лиц, не достигших 18 лет, в дальнейшем, до достижения 18 лет, они ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру;

  • запрещается применение труда молодежи до 18 лет на ночных, сверхурочных работах и работах в государствен­ные праздники, праздничные дни, в выходные дни, а также на тяжелых, подземных работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

  • запрещаются переноска и перемещение несовершен­нолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы;

  • рабочее время несовершеннолетних в неделю сокра­щено (при этом оплачивается как за полное): не более 23 часов - для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет, не более 35 часов в неделю - в возрасте 16-18 лет;

  • трудовые отпуска работникам моложе 18 лет предо­ставляются в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года;

♦ увольнение несовершеннолетних работников по инициативе нанимателя производится лишь после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.

Законодательством предусмотрены также другие льго­ты и гарантии для несовершеннолетних.

Меры по охране труда инвалидов заключаются в следующем:

  • наниматель, в случаях, предусмотренных законода­тельством, обязан принимать инвалидов на работу в поряд­ке трудоустройства;

  • для инвалидов I и II группы устанавливается сокра-енная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю;

  • наниматель обязан установить инвалиду неполное рабо­чее время в соответствии с медицинскими рекомендациями;

  • привлечение инвалидов к ночным, сверхурочным работам, работам в государственные праздники и празд­ничные дни, в выходные дни и направление в служебную командировку допускается только с их согласия, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Законодательством предусмотрены также другие льго­ты и гарантии для инвалидов.