- •16. Охрана труда.
- •Понятие охраны труда.
- •Государственное управление охраной труда.
- •Правовое регулирование охраны труда.
- •Организация планирования и финансирования охраны труда.
- •Служба охраны труда.
- •Обязанности нанимателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
- •Обязанности работника в области охраны труда.
- •Обучение и инструктирование работников по охране труда. Медицинские осмотры.
- •Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- •Охрана труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов.
Охрана труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов.
Охрана труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов - это специально закрепленная совокупность правовых мероприятий, обеспечивающих безопасность для организма этих категорий работников с учетом их физиологических особенностей.
В целях улучшения условий труда и охраны здоровья женщин, занятых в различных отраслях экономики, постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26 мая 2000 г. № 765 утвержден Список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин1, с изм. и доп. Установлено, что наниматель принимает решение о применении труда женщин на работах, включенных в данный Список при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, и положительном заключении органов Государственной экспертизы условий труда и Государственного санитарного надзора Республики Беларусь.
Для охраны труда женщин применяются следующие меры:
запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию) (ст. 262 ТК);
запрещается переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные нормы: не более 10 кг - до 2 раз в час, не более 7 кг - постоянно в течение рабочей смены;
запрещается привлечение к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК), выходные дни и направление в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
запрещается привлечение беременных женщин к работе в ночное время. Женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия;
запрещается привлечение женщин, имеющих детей в возрасте от 3 трех до 14 лет (детей-инвалидов - до 18 лет), к ночным, сверхурочным работам, работе в государственные праздники, праздничные дни, выходные дни и направление в служебную командировку без их письменного согласия;
беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет нанимателя;
женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет;
женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо общего перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (не реже чем через 3 часа, продолжительностью не менее 30 минут каждый). При наличии двух или более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва составляет не менее часа;
матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования;
матери (отцу), воспитывающей (воспитывающему) двоих и более детей в возрасте до шестнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере и на условиях, предусмотренных в коллективном договоре;
матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) троих и более детей в возрасте до 16 лет (ребенка-инвалида - в возрасте до 18 лет), по ее (его) письменному заявлению предоставляется один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка. Положение о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю1 утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2007 г. № 1729;
♦ женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Законодательством предусмотрены также другие льготы и гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей.
Установлены следующие меры по охране труда несовершеннолетних:
запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах;
не допускается прием на работу лиц моложе 16 лет , а с лицом, достигшим 14 лет - с письменного согласия одного из родителей в свободное от учебы время;
законодательством предусмотрен обязательный медицинский осмотр при приеме на работу лиц, не достигших 18 лет, в дальнейшем, до достижения 18 лет, они ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру;
запрещается применение труда молодежи до 18 лет на ночных, сверхурочных работах и работах в государственные праздники, праздничные дни, в выходные дни, а также на тяжелых, подземных работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
запрещаются переноска и перемещение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы;
рабочее время несовершеннолетних в неделю сокращено (при этом оплачивается как за полное): не более 23 часов - для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет, не более 35 часов в неделю - в возрасте 16-18 лет;
трудовые отпуска работникам моложе 18 лет предоставляются в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года;
♦ увольнение несовершеннолетних работников по инициативе нанимателя производится лишь после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.
Законодательством предусмотрены также другие льготы и гарантии для несовершеннолетних.
Меры по охране труда инвалидов заключаются в следующем:
наниматель, в случаях, предусмотренных законодательством, обязан принимать инвалидов на работу в порядке трудоустройства;
для инвалидов I и II группы устанавливается сокра-енная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю;
наниматель обязан установить инвалиду неполное рабочее время в соответствии с медицинскими рекомендациями;
привлечение инвалидов к ночным, сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, в выходные дни и направление в служебную командировку допускается только с их согласия, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Законодательством предусмотрены также другие льготы и гарантии для инвалидов.
