Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции_Финансы организации.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
127 Кб
Скачать
☆
  1. Состав налоговой системы рф

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ — налоги, взимаемые непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К таким налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, на имущество.

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков (в отличие от прямых налогов, связанных с доходами). При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Таким образом, производители и продавцы выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством, а покупатель становится плательщиком этого налога. Наиболее распространены косвенные налоги в виде акцизов, налога с продаж, пошлин, таможенных сборов.

Вопросы 3-8 лекции. По общему правилу страховые взносы начисляются на все выплаты работникам, которые предусмотрены трудовыми договорами или же действующим коллективным договором, соглашением и локальными нормативными актами работодателя. Следовательно, страховые взносы начисляют:

  • на суммы оплаты труда: заработную плату, премии, надбавки и т. п.;

  • на материальную помощь, закрепленную трудовым (коллективным) договором, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 11 части 1 статьи 9 Закона № 212 - ФЗ. Это, в частности, единовременная материальная помощь работникам при рождении ребенка. Однако она не может превышать 50 000 руб. и должна быть выплачена в течение первого года жизни ребенка. А также материальная помощь в пределах 4000 руб. на одно лицо за календарный год;

  • на разовые премии, подарки (например, к юбилейным датам, праздникам), если они упоминаются в трудовом (коллективном) договоре с работником. Относительно этого пункта специалисты Минздравсоцразвития России в письмах от 13 августа 2010 г. № 2640-19 и от 6 августа 2010 г. № 2538-19 уточнили порядок обложения страховыми взносами некоторых выплат. Так, облагать взносами следует оплату организацией за своего работника процентов по нецелевому кредиту (взятому на потребительские цели, а не конкретно на приобретение или строительство жилья), оплату услуг фитнес - центров для работников, а также не подтвержденные документально представительские расходы и расходы по найму жилого помещения в командировке, компенсацию расходов работника по оплате услуг за пользование им VIP - залом аэропорта.

Признается выплатой в пользу работников в рамках трудовых отношений, по мнению Минздравсоцразвития России, и уплата членских взносов и сумм за получение аттестатов бухгалтеров. А значит, и на эти суммы взносы необходимо начислить (письмо от 5 августа 2010 г. № 2519-19). Так же облагать взносами следует и компенсацию стоимости найма жилья, выплачиваемую работнику, переехавшему в другой город для работы в филиале организации, поскольку эти суммы не относятся к возмещению расходов работника на переезд.

Базу для начисления страховых взносов необходимо определять отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Если выплаты не достигли предельной величины (в этом году, согласно постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933, она составляет 463 000 руб. вместо прежних 415 000 руб.), то все начисления попадают в облагаемую базу.

Исключить из налогооблагаемой базы для начисления страховых взносов можно те суммы выплат, которые отдельно оговорены в статье 9 Закона № 212-ФЗ. Но не только. Следует отметить, что, исходя из анализа норм части 1 статьи 7 Закона № 212 - ФЗ, не облагается страховыми взносами и ряд других выплат физическому лицу:

  • выданные работнику подотчетные суммы на приобретение материальных ценностей;

  • материальная помощь членам семьи умершего работника (письмо Минздравсоцразвития России от 1 марта 2010 г. № 426-19);

  • подарки работникам, переданные по договорам дарения (письма Минздравсоцразвития России от 12 августа 2010 г. № 2622-19, от 6 августа 2010 г. № 2538-19);

  • выплаты членам совета директоров по решению общего собрания акционеров (письма Минздравсоцразвития России от 7 мая 2010 г. № 1145-19, от 1 марта 2010 г. № 421-19);

  • выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или вещных прав на имущество, а также по договорам передачи имущества в пользование (ч. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Например, это выплаты по договорам купли-продажи, аренды, ссуды, займа и т. п. При этом, если впоследствии работнику будет прощен долг (полностью или частично), на сумму придется начислить страховые взносы (письмо Минздравсоцразвития России от 21 мая 2010 г. № 1283-19);

  • вознаграждения в пользу иностранного гражданина (лица без гражданства), если суммы ему выплачивают: по трудовому договору, согласно которому местом работы лица является обособленное подразделение российской организации за пределами РФ; по гражданско-правовому договору на выполнение работ или оказание услуг, исполнение которого происходит не на территории РФ.

Не облагаются страховыми взносами некоторые выплаты работникам, связанные с выполнением не трудовых, а государственных или общественно значимых обязанностей. А также некоторые социальные выплаты. К таким относятся:

  • средний заработок работникам-донорам за дни сдачи крови и дни отдыха в связи с этим;

  • средний заработок за время призыва работника на военные сборы;

  • средний заработок работающим беременным женщинам за дни прохождения ими обязательного диспансерного обследования и др.

Объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) признается доход налогоплательщика (ст. 209 НК РФ). На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ при получении налогоплательщиком-физическим лицом доходов в денежной форме (за исключением доходов в виде оплаты труда по трудовому договору) датой фактического получения дохода считается день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц. К доходам физического лица от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Определение дохода дано в ст. 41 НК РФ: доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Налоговые ставки НДФЛ установлены ст. 224 НК РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13%.

Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении:

  • стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4 тыс. руб.;

  • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ (например, для рублевых вкладов - ставка рефинансирования + 5%);

  • суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ (например, для процентов, выраженными в рублях, - 2/3 ставки рефинансирования над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора);

  • в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения суммы указанной платы, процентов, начисленных над суммой платы, процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования + 5%.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых:

  • в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%;

  • от осуществления трудовой деятельности, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%;

  • от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

Налоговая ставка устанавливается в размере 9%:

  • в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами;

  • в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Не облагаются налогами (НДФЛ), в частности, следующие виды доходов физических лиц:

  • государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии и социальные доплаты к пенсиям;

  • суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых, например: работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи; работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

  • стипендии;

  • доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде;

  • доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства;

  • доходы, получаемые физлицами-резидентами РФ, от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в этом имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика 3 года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика 3 года и более (это не касается продажи ценных бумаг).

  • доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;

  • доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, кроме случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев. Любые подарки (в т.ч. квартиры и машины) освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами одной семьи и (или) близкими родственниками (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

  • призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами;

  • суммы платы за обучение налогоплательщика;

  • доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ;

  • доходы, не превышающие 4 тыс. руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период: стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих расходы на покупку этих медикаментов; стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг); суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов;

  • средства материнского (семейного) капитала;

  • суммы частичной оплаты за счет средств федерального бюджета стоимости нового автотранспортного средства в рамках эксперимента по стимулированию приобретения новых ТС взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию;

  • взносы работодателя на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме уплаченных взносов, но не более 12 тыс. руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем.

Полный перечень доходов, освобождаемых от налогообложения содержится в ст. 217 НК РФ.

Объектом налогообложения транспортным налогом, согласно главы 28 «Транспортный налог» II-й части НК РФ признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).

В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения не вошли, в частности, троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта. Кроме того, необходимо иметь ввиду, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны - дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование.

В соответствии со статьей 359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах. Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.). Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

При этом субъекты Российской Федерации вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств, а также года выпуска транспортных средств (срока полезного использования - срока эксплуатации).

В Самарской области ставки данного налога утверждены статьей 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области". В статье 3 указанного Закона, предусмотрен порядок и сроки уплаты транспортного налога.

Табл. 4.2 – Ставки транспортного налога на территории Самарской области в 2012 году

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка, в рублях

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

14

свыше 100 л.с. до 120 л.с. (свыше 73,55 кВт до 88,32 кВт) включительно

21

свыше 120 л.с. до 150 л.с. (88,32 кВт до 110,33 кВт) включительно

29

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

37

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

66

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

150

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

6

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

12

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

29

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

27

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

74

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

21

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

36

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

50

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

65

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

85

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы):

25

снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

25

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

50

катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 30 л.с. (до 22,07 кВт) включительно

29

свыше 30 л.с. (свыше 22,07 кВт) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

44

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

58

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

58

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

116

гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно

44

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

74

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

58

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

21

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

100

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

582

На основании статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС являются следующие операции:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

  • передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

  • ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ).

Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК РФ (II-я часть).

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 статьи 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке.

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если иное не установлено положениями настоящей главы, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 167 НК РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций, согласно 246 статье НК РФ признаются:

  • российские организации;

  • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль (ст. 247 НК РФ), полученная налогоплательщиком. Прибылью признается:

  • для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

  • для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 НК РФ.

Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 5.1 246 статьи НК РФ. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год (ст. 258 нК РФ). Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Согласно ст. 374 главы 30 НК РФ объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ. Не признаются объектами налогообложения:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Согласно ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу. Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода (ст.382 НК РФ).