- •Субъектами трудового права могут быть:
- •Работник, как субъект трудового права
- •Работник имеет право:
- •Социально-партнерские отношения в сфере труда
- •Основными принципами социального партнерства являются:
- •Социальное партнерство осуществляется в формах:
- •Сезонная
- •Циклическая
- •Права самостоятельного характера:
- •По сфере деятельности различают следующие права:
- •Гарантии прав и деятельности профсоюзов заключаются в следующем:
- •По объему компетенции в правах различают:
- •Возрастные ограничения
- •Трудовой договор может быть заключен с работником по достижении им возраста 15 лет, если соискатель:
- •В соответствии с частью 3 статьи 63 тк рф трудовой договор может быть заключен и с подростком, достигшим возраста 14 лет. При этом необходимо соблюдение следующих условий:
- •Так же как и взрослый работник, подросток при приеме на работу должен предъявить работодателю:
- •Медосмотр
- •Длительность рабочего дня
- •Время отдыха
- •Оплата труда
- •Расторжение трудового договора
- •Краткосрочный отдых
- •(Статьи с 297 по 302 тк рф)
- •Документы, предъявляемые при приеме на работу по совместительству (Статья 283)
- •Ограничение труда женщин
- •Регулирование труда женщин, работающих в сельской местности
- •Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
- •Затраты времени при расчете норм труда
Время отдыха
Как известно, право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы (ст. 122 ТК РФ). Однако для несовершеннолетних работников данное правило не действует.
Согласно части 3 статьи 122 Трудового кодекса работник, не достигший возраста 18 лет, может уйти в отпуск раньше указанного срока. Достаточно его письменного заявления.
Более того, работодатель не имеет права отказать несовершеннолетнему работнику в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 4 ст. 124 ТК РФ). При этом часть 3 статьи 125 Трудового кодекса запрещает работодателю отзывать такого работника из отпуска
Также для того чтобы неокрепший и до конца не сформировавшийся организм мог полноценно восстановиться и прийти в норму после длительных трудовых нагрузок, подростку необходимо больше времени, чем взрослому работнику. Исходя из этого, законодатель предусмотрел для несовершеннолетних работников отдых большей продолжительности: если для взрослых работников продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с частью первой статьи 115 Трудового кодекса РФ составляет 28 календарных дней, то для работников в возрасте до 18 лет она согласно части второй той же статьи 115 и на основании статьи 267 Кодекса увеличена до 31 календарного дня.
На практике часть отпуска может быть компенсирована в денежной форме. Однако в отношении работников, не достигших возраста 18 лет, подобные действия запрещены (ч. 3 ст. 126 ТК РФ). Денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается несовершеннолетнему работнику только при увольнении.
Оплата труда
Учитывая, что для несовершеннолетних установлена сокращенная продолжительность ежедневной работы (смены), оплата труда производится следующим образом.
При повременной оплате труда заработная плата несовершеннолетним работникам выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы (пропорционально отработанному времени). При этом работодатель может за счет собственных средств производить таким работникам доплаты до уровня оплаты труда при полной продолжительности ежедневной работы (ч. 1 ст. 271 ТК РФ).
Если несовершеннолетний работник выполняет сдельную работу, то его труд оплачивается по установленным сдельным расценкам (ч. 2 ст. 271 ТК РФ).
Оплата труда несовершеннолетних работников учащихся и работающих в свободное от учебы время производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель также за счет собственных средств может установить доплаты к заработной плате несовершеннолетних (ч. 3 ст. 271 ТК РФ).
Нормы выработки для несовершеннолетних работников устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной сокращенной продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 270 ТК РФ).
Для несовершеннолетних, поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выработки (в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами).
