Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЕСВ_справочник.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
41 Кб
Скачать
☆

Документальное сопровождение сотрудничества с предпринимателями

Система налогообложения ФЛП

Для неудержания НДФЛ

Для невзимания ЕСВ

1. Общая система налогообложения с уплатой НДФЛ в соответствии со ст. 177 НКУ

— приобретение товаров

Достаточно одного из перечисленных документов:

1. Извлечение из Госреестра.

2. Выписка из Госреестра.

3. Свидетельство о госрегистрации

Х

— приобретение работ (услуг)

Извлечение из Госреестра

2. Упрощенная система (уплата единого налога согласно гл. 1 разд. XIV НКУ)

— приобретение товаров*

Копия свидетельства плательщика единого налога

Х

— приобретение работ (услуг)

Извлечение из Госреестра

* Имейте в виду, что в доход ФЛП — плательщика единого налога не включаются пассивные доходы в виде процентов, дивидендов, роялти, страховые выплаты и возмещения, а также доходы, полученные от продажи движимого и недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности ФЛП и используемого в его хозяйственной деятельности. Такие доходы облагаются НДФЛ в общем порядке согласно разд. IV НКУ. Значит, в таком случае вы должны выступить в роли налогового агента и отразить выплату таких доходов ФЛП в ф. № 1ДФ с признаком дохода «157».

 

Уплата есв физическими лицами — предпринимателями на общей и упрощенной системах налогообложения «за себя»

Единый налог*

Общая система*

группа 1

группа 2

группа 3

группа 5

1

2

3

4

5

Единоналожники могут (но не должны) уплачивать ЕСВ ежемесячно в виде авансовых взносов до 20-го числа каждого месяца текущего квартала. Суммы ЕСВ, уплаченные в виде авансовых платежей, учитываются предпринимателями при окончательном расчете, который единоналожники обязаны проводить ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за кварталом, за который уплачивается ЕСВ. Однако для предпринимателей, работающих на едином налоге, окончательный расчет является всего лишь формальностью, поскольку сумму ЕСВ они определяют самостоятельно

Общесистемщики должны уплачивать ЕСВ в течение года ежеквартально (до 15 марта, 15 мая, 15 августа и 15 ноября) в виде авансовых платежей в размере 25 % годовой суммы ЕСВ, рассчитанной от суммы, определенной налоговиками для уплаты авансовых сумм НДФЛ**. А до 10 февраля следующего года произвести окончательный расчет*** сумм ЕСВ и в случае необходимости осуществить доплату ЕСВ

Сумма ЕСВ за месяц не может быть меньше минимального и больше максимального страхового взноса.

Таким образом, минимальный размер ЕСВ рассчитывается как произведение минимальной заработной платы за соответствующий период на ставку ЕСВ и в 2013 году составляет: — с 01.01.2013 г. по 30.11.2013 г. — 398,01 грн. (1147 грн. х 34,7 %); — с 01.12.2013 г. по 31.12.2013 г. — 422,65 грн. (1218 грн. х 34,7 %).

Максимальный размер ЕСВ рассчитывается как произведение 17 ПМТЛ на ставку ЕСВ и в 2013 году составляет: — с 01.01.2013 г. по 30.11.2013 г. — 6766,15 грн. (19499 грн. х 34,7 %);

— с 01.12.2013 г. по 31.12.2013 г. — 7184,98 грн. (20706 грн. х 34,7 %).

Сумма превышения ЕСВ не облагается. Заметим, что минимальная ставка ЕСВ для предпринимателей составляет 34,7 % (для единоналожников — от самостоятельно определенной ими суммы, для общесистемщиков — от чистого дохода) и обеспечивает страхование только в Пенсионном фонде Украины и Фонде общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Если предприниматель хочет быть застрахованным по другим видам социального страхования (и от несчастного случая), он должен уплачивать ЕСВ по большей ставке: 36,6 % — в случае страхования по временной потере трудоспособности; 36,21 % — в случае страхования от несчастного случая; 38,11 % — в случае, если предприниматель страхуется по всем видам соцстрахования

* Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о ЕСВ физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, избравшие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты «за себя» ЕСВ, если они являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают согласно закону пенсию или социальную помощь. Такие лица могут быть плательщиками ЕСВ исключительно при условии их добровольного участия в системе общеобязательного государственного социального страхования.

При этом единоналожники, получающие пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» от 09.04.92 г. № 2262-XII (письмо ПФУ от 28.02.2012 г. № 4691/03-20), а также пенсионеры-предприниматели на общей системе налогообложения не освобождаются от уплаты ЕСВ.

** В первом квартале работы на общей системе, а также в убыточных месяцах и месяцах, когда деятельность не велась, авансы по ЕСВ не уплачиваются.

*** При окончательном расчете предприниматель должен самостоятельно распределить чистый доход по месяцам. При этом, на наш взгляд, наиболее логично для распределения использовать показатель среднемесячного чистого дохода. В каждой строке прибыльного месяца указывается среднемесячная сумма чистого дохода, рассчитанная путем деления суммы чистого годового дохода (согласно декларации о доходах за соответствующий год) на количество месяцев, в которых была получена прибыль, а в каждой строке убыточного месяца — прочерк.

Обратите внимание: расчеты среднемесячного годового дохода для целей уплаты ЕСВ и для целей обложения предпринимательского дохода НДФЛ могут не совпасть. Согласно консультации, размещенной в ЕБНЗ, для целей обложения предпринимательского дохода НДФЛ размер среднемесячного годового дохода рассчитывается путем деления чистого годового дохода на количество календарных месяцев, в течение которых осуществлялась деятельность (а оно может не совпадать с количеством месяцев, в которых была получена прибыль).