- •1. Введение в предмет
- •2. Общетеоретические основы охраны труда.
- •Раздел 2. Правовые и нормативные вопросы охраны труда
- •1. Система нормативно-правовых актов. Вопросы охраны труда в конституции рб и трудовом кодексе рб.
- •Статья 222. Право работника на охрану труда.
- •Статья 223. Гарантии права работника на охрану труда.
- •3. Обеспечение работающих спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, профилактическим питанием, смывающими и обеззараживающими
- •Организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) средств индивидуальной защиты.
- •Глава 38. Ответственность нанимателей за вред, причиненный жизни и здоровью работников, связанный с исполнением ими своих трудовых обязанностей.
- •6. Ответственность за нарушение законодательства
- •3. Организация работы по охране труда
- •3.1. Структура службы охраны труда в системе Минсельхозпрода рб. Обязанности должностных лиц предприятий и организаций сельского хозяйства по охране труда.
- •3.2. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда. Паспортизация и аттестация производственных подразделений и рабочих мест.
- •3.3. Организация обучения, инструктирования и проверки знаний работников по охране труда.
- •3.4. Пропаганда вопросов охраны труда. Задачи, виды и формы пропаганды. Кабинеты и уголки по охране труда.
- •3.5. Расследование, учет и отчетность по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям на производстве.
- •3.6. Надзор и контроль за охраной труда. Государственный надзор, ведомственный и общественный контроль, административно-общественный (трехступеньчатый) контроль. День охраны труда.
- •3.7. Соверщенствование и экономические методы стимулирования работы по охране труда.
- •4. Производственный шум и вибрация, их действие на организм человека Защита от шума и вибрации.
- •1. Микроклимат рабочей зоны. Влияние метеорологических условий на человека. Нормализация параметров микроклимата.
- •2. Вредные вещества в воздухе рабочей зоны, их действие на организм человека и меры защиты.
- •3. Вентиляция и кондиционирование воздуха в производственных помещениях.
- •5. Производственное освещение.
- •Раздел 5. Основы техники безопасности.
- •5.1. Общие вопросы техники безопасности.
- •Пожарная безопасность
3. Обеспечение работающих спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, профилактическим питанием, смывающими и обеззараживающими
СРЕДСТВАМИ.
Статья 230. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.
На работах с вредными, опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан:
обеспечить выдачу бесплатно работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств по нормам и в порядке, определяемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;
Организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) средств индивидуальной защиты.
Наниматель за счет собственных средств может предусматривать по коллективному договору, трудовому договору выдачу работникам средств индивидуальной защиты сверх установленных норм.
Статья 231. Обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями, устройствами, средствами.
Нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогрева, отдыха и др.), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение. Работники горячих цехов и участков должны быть обеспечены газированной подсоленной водой. Нормы обеспеченности и требования к указанным помещениям, устройствам и средствам устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами по охране труда.
На каждом производственном участке должны быть оборудованы санитарные посты, обеспеченные аптечками первой помощи с набором необходимых лекарств и средств.
Статья 232. Обязанности работника по охране труда.
Работник обязан:
соблюдать требования соответствующих инструкций, правил и других нормативных правовых актов по охране труда, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства, а также правил поведения на территории предприятия, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;
выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка;
правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять об этом непосредственного руководителя;
проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщать непосредственному руководителю о несчастном случае, происшедшем на производстве, а также о ситуациях, которые создают угрозу здоровью и жизни для него или окружающих людей.
4. ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН.
Статья 262. Работы, на которых запрещается применение труда женщин.
Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию).
Список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утверждается Правительством Республики Беларусь.
Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Статья 263. Запрещение и ограничение ночных, сверхурочных работ, работ в государственные праздники, праздничные и выходные дни и направления в служебную командировку женщин.
Запрещается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни (часть первая статьи 147), работам в выходные дни и направление в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов – до восемнадцати лет), могут привлекаться к ночным, сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни (часть первая статьи 147), работам в выходные дни и направляться в служебную командировку только с их согласия.
Статья 264. Перевод на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет.
Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы обслуживания либо они переводятся на другую более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
До решения вопроса о предоставлении беременной женщине в соответствии с медицинским заключением другой более легкой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет нанимателя.
Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.
Статья 265. Дополнительный свободный от работы день.
Матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по ее заявлению ежемесячно предоставляется один свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования и один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.
Матери, воспитывающей двоих и более детей в возрасте до шестнадцати лет, по ее заявлению ежемесячно предоставляется один свободный от работы день с оплатой в размере и на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.
Матери, воспитывающей троих и более детей в возрасте до шестнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей двоих и более детей в возрасте до шестнадцати лет, предоставляется один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.
Статья 266. Отпуска женщинам, усыновившим
(удочерившим) детей.
Женщинам, усыновившим (удочерившим) ребенка в возрасте до трех месяцев предоставляется отпуск продолжительностью 70 календарных дней со дня усыновления (удочерения) с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию.
По заявлению женщины, усыновившей (удочерившей ) ребенка, ей в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 185 настоящего Кодекса, предоставляется отпуск по уходу за ребенком.
Статья 267. Перерывы для кормления ребенка.
Женщинам имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо общего перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка.
Эти перерывы предоставляются не реже чем через три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии двух или более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва устанавливается не менее одно часа.
По желанию женщины перерывы для кормления ребенка могут быть присоединены к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде перенесены как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.
Перерывы для кормления ребенка включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку.
Статья 268. Гарантии при заключении и прекращении трудового договора для беременных женщин и женщин, имеющих детей.
Запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям – с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет).
При отказе в заключении трудового договора указанным категориям женщин наниматель обязан сообщить им мотивы в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
Расторжение рудового договора по инициативе нанимателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов -–до восемнадцати лет), не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42 и пунктами 1 – 3 статьи 44 настоящего Кодекса.
Статья 269. Выдача беременным женщинам путевок в санатории и дома отдыха и оказание им материальной помощи.
Наниматель может выдавать беременным женщинам путевки в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также оказывать им материальную помощь.
Статья 270. Дополнительные гарантии работницам у нанимателей, преимущественно применяющих труд женщин.
Наниматели, применяющие преимущественно труд женщин, по своей инициативе, а также в случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором, организуют детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей и личной гигиены женщин, определяют в соответствии с медицинскими рекомендациями рабочие места и виды работ (в том числе на дому), на которые при необходимости могут переводиться беременные женщины, а также создают самостоятельно или на долевых началах специальные подразделения для использования их труда.
5. ОХРАНА ТРУДА МОЛОДЕЖИ.
Статья 273. Права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются гарантиями, установленными настоящим Кодексом, иными актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями.
Статья 274. Работы, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет.
Запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах.
Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Запрещаются подъем и перемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Статья 275. Медицинские осмотры лиц моложе восемнадцати лет.
Все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Обязательные ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних работников проводятся в рабочее время с сохранением среднего заработка.
Статья 276. Запрещение привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни.
Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни (часть первая статьи 147), работам в выходные дни.
Статья 277. Трудовые отпуска работникам моложе восемнадцати лет.
Трудовые отпуска работникам моложе восемнадцати лет предоставляются в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года.
Статья 278. Нормы выработки для молодых работников.
Для работников моложе восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренного законодательством для данной категории работников.
Для работников, принимаемых на работу по окончании общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, курсов, прошедших обучение непосредственно на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выработки. Размеры пониженных норм и сроки их действия определяются в коллективном договоре.
Статья 279. Оплата труда работников моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы.
Заработная плата работникам моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Труд работников моложе восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников.
Оплата труда учащихся общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных –заведений, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Нанимателями могут устанавливаться учащимся доплаты к заработной плате.
Статья 280. Броня приема молодежи на работу и профессиональное обучение.
Местными исполнительными и распорядительными органами организациям может устанавливаться броня приема на работу и профессиональное обучение на производстве для лиц моложе восемнадцати лет, включая окончивших общеобразовательные школы.
Местными исполнительными и распорядительными органами организациям устанавливается броня для предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством.
Отказ в приеме на работу и профессиональное обучение указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается. Такой отказ может быть обжалован ими в суд.
Статья 281. Предоставление первого рабочего места.
Выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь, гарантируется предоставление первого рабочего места.
Первым рабочим местом считается место работы, предоставляемое выпускнику государственного высшего, среднего специального и профессионально-технического учебного заведения в соответствии с полученной специальностью, профессией и квалификацией, если до поступления в учебное заведение он не состоял в трудовых отношениях, а военнослужащему срочной службы, уволенному из Вооруженных Сил Республики Беларусь, - если на момент призыва на срочную службу он не состоял в трудовых отношениях.
Порядок и условия представления первого рабочего места указанным лицам определяются Правительством Республики Беларусь.
Аспиранты, завершившие обучение в очной аспирантуре и направленные по договорам (заявкам) к нанимателям, обеспечиваются работой в соответствии с заключенными договорами (заявками).
Статья 282. Дополнительные гарантии работникам моложе восемнадцати лет при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя.
Расторжение трудового договора с работниками моложе восемнадцати лет по основаниям, предусмотренным пунктам 1, 2, 3 и 6 статьи 42 настоящего Кодекса, допускается, помимо соблюдения общего порядка, только с согласия, а по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7 – 9 статьи 42 и пунктами 1 – 3 статьи 44 настоящего Кодекса, - после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.
