2.Истечение срока трудового договора.
Работодатель обязан предупредить работника о расторжении срочного трудового договора в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения, в противном случае срочный трудовой договор трансформируется в трудовой договор, заключенный на неопределенный срок .
3.Расторжение трудового договора но инициативе работника.
Договор прекращается по собственному желанию работника . При этом работник должен письменно уведомить работодателя о своем желании прекратить трудовые правоотношения не менее чем за две недели. Иной срок может быть закреплен соглашением сторон либо указан в законе.
В случае если после подачи заявления об увольнении работник изменил свое решение, то он имеет право в любое время до истечения срока предупреждения об увольнении отозвать свое заявление. Это возможно всегда, кроме ситуации, когда на место увольняющегося работника в письменной форме приглашен другой работник, которому не может быть отказано в заключении трудового договора. Таковыми являются:
беременные женщины; женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет; одинокие матери, имеющие ребенка в возрасте до 14 лет; молодые специалисты; работники, заключившие договор в порядке перевода.
4. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты собственником или уполномоченным им органом только в случаях:
* изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации (банкротства) или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников;
* обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы;
* систематического невыполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;
* прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
* неявки на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. За работниками, утратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
* восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
* появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;
* совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) имущества собственника, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного наказания;
* совершение виновных действии работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.
* совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
* однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей.
5. Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность).
6. Отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией.
7. Отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условии трудового договора.
8. Отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном и законами и иными нормативными правовыми актами, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы).
9. Обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
Трудовая дисциплина.
Трудовая дисциплина — совокупность правил, которые регулируют поведение участников трудовых правоотношений, в частности их обязанности.
За нарушение трудовой дисциплины предусмотрена дисциплинарная ответственность.
Дисциплинарная ответственность — это обязанность работника нести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное, противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей.
Основанием наступления дисциплинарной ответственности является совершение конкретным работником дисциплинарного проступка.
Дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей.
За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий:
выговор;
увольнение по соответствующим основаниям.
Порядок применения дисциплинарных взысканий
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.
Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания.
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.
Рабочее время и время отдыха.
Постановление Совета Министров Д Н Р №01-08, 1617 от 25.12.2015 «О расчете норм продолжительности рабочего времени на 2016 год»
Рабочее время - время, установленное законом или коллективным договором, а также соглашением сторон трудового договора на основе закона, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка обязан выполнять свою трудовую функцию.
Виды рабочего времени
Нормальная продолжительность рабочего времени |
40 часов в неделю |
Сокращенное рабочее время |
для несовершеннолетних работников в возрасте; от 16-ти до 18-ти лет установлена в количестве 36 часов в неделю ( для обучающей молодежи - 36 дней в неделю в каникулярное время, 18 часов в во время учебного года): от 14-ти до 16-ти лет - 24 часа в неделю в каникулярное время, и 12 часов во время учебного года. Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, продолжительность рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю |
Неполное рабочее время |
Для определенной категории работников, которые в силу объективных причин не могут работать на условиях нормальной продолжительности рабочего времени. беременные женщины; женщины, имеющие ребенка в возрасте до 14-ти лет или ребенка-инвалида; лицам, имеющим на попечении больного члена семьи (в соответствии с медицинским заключением) или осуществляющим за ним уход. |
Ненормированное рабочее время |
Устанавливается для определенной категории работников ( административного, управленческого, технического и хозяйственного персонала; лиц, работа которых не поддается учету во времени - консультанты, агенты, инструкторы и т.д.) Продолжительность работы данных работников ограничена не количеством часов, а кругом функциональных обязанностей. |
Сверхурочная работа |
применяется лишь в исключительных случаях, предусмотренных законодательством: |
Работа в ночное время |
с 22-00 часов до 06-00 часов. |
Время отдыха
Конституция ДНР в числе основных трудовых прав работников предусматривают право на отдых. Такое право обеспечивается, с одной стороны, законодательным ограничением продолжительности рабочего времени, с другой, - четкой регламентацией видов времени отдыха и порядка их предоставления. Законодательство о труде различает такие виды времени отдыха:
- перерывы в течение рабочего дня;
В течение рабочего дня работникам должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов . Конкретная продолжительность перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Перерыв должен предоставляться, как правило, через четыре часа после начала работы. Работники используют перерыв для отдыха и приема пищи по своему усмотрению.
- ежедневные перерывы - это перерыв в работе после окончания рабочей смены и до ее начала в следующий рабочий день. Длительность ежедневного отдыха зависит от продолжительности рабочей смены и режима работы. По общему правилу продолжительность ежедневного отдыха должна быть вместе со временем обеденного перерыва не менее двойной продолжительности работы в предыдущий рабочий день.
- еженедельные выходные дни;
При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, а при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Продолжительность еженедельного отдыха исчисляется с момента окончания работы накануне выходного дня и до начала работы в следующий день после выходного дня и должна быть не менее 42 часов. Работа в выходные дни запрещается. Привлечение отдельных работников к работе в выходные дни допускается в исключительных случаях.
- праздничные дни;
- ежегодные отпуска.
Право на отпуск. Право на отпуск имеют граждане ДНР, которые состоят в трудовых правоотношениях с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также работающие по трудовому договору у физического лица.
Ежегодный отпуск - это установленное законом количество календарных дней в году непрерывного отдыха, предоставляемого работнику с сохранением заработной платы и места работы.
По характеру и условиям труда предоставляемые отпуска подразделяются:
ежегодный основной отпуск (продолжительностью 28 календарных дней), в том числе удлиненный основной отпуск( предоставляется работникам в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики).
дополнительный отпуск (работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда( 7 календарных дней, работникам с ненормированным рабочим днем не менее трех календарных дней).
родительские отпуска.
- Отпуск по беременности и родам (женщинам на основании листка временной нетрудоспособности предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов.
- Отпуск по уходу за ребенком ( матери или отцу ребенка предоставляется по ее (его) желанию частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию; дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет).
отпуск без сохранения заработной платы( по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
учебные и творческие отпуска (лицам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования).
Особенности труда несовершеннолетних . Несовершеннолетние, то есть лица, не достигшие восемнадцати лет, в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными законодательством . Возраст, с которого допускается прием на работу. Не допускается прием на работу лиц моложе шестнадцати лет. С согласия одного из родителей или лица, его заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу лица, достигшие пятнадцати лет. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкой работы, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающей процесс учебы, в свободное от учебы время по достижении ими четырнадцатилетнего возраста с согласия одного из родителей или лица, его заменяющего. Запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Запрещается также привлекать лиц моложе восемнадцати лет к поднятию и перемещению вещей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы. Все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 21 года, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни. Заработная плата работникам моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет. Ежегодные отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляются в удобное для них время. Ежегодные отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет полной продолжительности в первый год работы предоставляются по их заявлению до наступления шестимесячного срока непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации. Ограничение увольнения работников моложе восемнадцати лет. Увольнение работников моложе восемнадцати лет по инициативе собственника или уполномоченного им органа допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, только с согласия районной (городской) комиссии по делам детей. Родители, усыновители и попечители несовершеннолетнего, а также государственные органы и должностные лица, на которых возложен надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, имеют право требовать расторжения трудового договора с несовершеннолетним, в том числе и срочного, если продолжение его действия угрожает здоровью несовершеннолетнего или нарушает его законные интересы.
