- •Общие методические рекомендации по изучению дисциплины
- •Методические указания по изучению содержания разделов и тем учебной дисциплины Введение
- •Раздел I. Право и экономика
- •Тема 1.1. Правовое регулирование экономических отношений
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Тема 1.2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности
- •Методические указания
- •Тема 1.3. Право собственности и другие вещные права
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Тема 1.4. Гражданско-правовые обязательства и их обеспечение
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Тема 1.5. Гражданско-правовой договор как средство реализации интересов предпринимателей
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Практическое занятие «Составление договора купли-продажи недвижимости»
- •Методические указания к практической работе
- •1. Предмет договора
- •2. Цена и порядок расчетов
- •3. Передача имущества
- •4. Споры
- •5. Прочие условия
- •Тема 1.6. Федеральное законодательство в области защиты прав потребителей
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Практическое занятие № 2 «Составление искового заявления о защите прав потребителя»
- •Методические указания к практической работе
- •Ситуационная задача
- •Темы для самоконтроля (Гражданский кодекс рф):
- •Раздел II. Труд и социальная защита
- •Тема 2.1. Трудовое право как отрасль права
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Тема 2.2. Правовое регулирование занятости и трудоустройства
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Тема 2.3. Трудовой договор
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Тема 2.4. Рабочее время и время отдыха
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Тема 2.5. Заработная плата
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Тема 2.6. Трудовая дисциплина
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Тема 2.7. Материальная ответственность сторон трудового договора
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Тема 2.8. Трудовые споры
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Практическое занятие - семинар «Коллективные трудовые споры, порядок их разрешения»
- •Методические указания к практической работе
- •Вопросы для подготовки к семинару:
- •Вопросы для обсуждения по теме:
- •Дайте правовую оценку ситуации:
- •Задания к семинару:
- •Тема 2.9. Социальное обеспечение граждан
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Темы для самоконтроля (Трудовой кодекс рф):
- •Раздел III. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности. Особонности разрешения предпринимательских споров.
- •Тема 3.1. Понятие и виды ответственности субъектов предпринимательского права
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Тема 3.2. Административные правонарушения и административная ответственность
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Тема 3.3. Экономические споры
- •Методические указания
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Нормативные правовые акты
- •Официальные акты высших судебных органов, судебная практика
- •Основная литература
- •Дополнительная литература
- •Темы для самоконтроля (Кодекс рф об административных правонарушениях):
- •Методические указания по выполнению и оформлению контрольной работы
- •Распределения вопросов, заданий и задач контрольной работы по вариантам
- •Теоретические вопросы контрольной работы
- •Практические задания контрольной работы
- •Задачи контрольной работы
- •Задача 17. Гражданка купила туфли, которые красят ноги. Написала заявление в магазин с требованием об обмене, но ей отказали, сообщив, что по проведенной ими экспертизе туфли нормальные. Что делать?
- •Вопросы для подготовки к экзамену по учебной дисциплине
- •Тренировочные тесты по учебной дисциплине
- •Рекомендуемая литература Основная
- •Дополнительная
- •Нормативный материал
- •Интернет-ресурсы
- •Содержание
Тема 2.4. Рабочее время и время отдыха
Понятие рабочего времени, его виды. Режим рабочего времени и порядок его установления. Учет рабочего времени. Понятие и виды времени отдыха. Компенсация за работу в выходные и праздничные дни.
Отпуска: понятие, виды, порядок предоставления. Порядок установления рабочего времени и времени отдыха для лиц, совмещающих работу с обучением.
Студент должен
знать:
понятие рабочего времени, его виды;
виды отпусков и порядок их предоставления;
льготы, установленные законодательством для лиц, совмещающих работу с обучением.
Методические указания
Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени (ч. 1ст. 91 ТК РФ).
Помимо общего понятия рабочего времени в ТК РФ закреплены такие отдельные его виды, как нормальная продолжительность рабочего времени, сокращенная продолжительность рабочего времени и неполное рабочее время.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Данная норма является наиболее распространенной для большинства работников независимо от формы собственности организации, в которых они трудятся.
Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для следующих категорий работников:
для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю;
для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю;
для работников, являющихся инвалидами I и II группы, - не более 36 часов в неделю;
для учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, - не более половины вышеперечисленных норм;
для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю;
для некоторых других категорий работников (педагогических, медицинских и др.) в случаях, предусмотренным федеральным законом.
Под неполным рабочим временем понимается часть установленной нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени. Видами неполного рабочего времени являются неполный рабочий день и неполная рабочая неделя, которые могут устанавливаться по соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и впоследствии.
Особое правило установлено для предпраздничных дней (смен), т.е. рабочих дней (смен), непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню. По общему правилу, их продолжительность уменьшается на один час.
Что касается работы накануне выходных дней (в предвыходные дни), то ее продолжительность при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.
Специальной регламентации подлежит работа в ночное время. Ночным считается время с 22 часов до 6 часов. Продолжительность работы (смены) в ночное время, по общему правилу, сокращается на 1 час, что обусловлено напряженностью труда в это время суток. Это правило не распространяется на работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, на работников, принятых специально для работы в ночное время (если иное не предусмотрено коллективным договором), а также на некоторые другие категории работников.
По условиям труда, производства и по другим причинам продолжительность труда далеко не всегда объективно может протекать в рамках общеустановленных нормативов. С тем чтобы обеспечить нормальный ход производственного процесса и одновременно интересы работников, особому законодательному регулированию подлежит также работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, которая может производиться как по инициативе работника (совместительство), так и по инициативе работодателя (сверхурочная работа).
Трудовое законодательство устанавливает общее ограничение продолжительности сверхурочных работ: они не должны превышать для каждого работника 4-х часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником.
Под режимом рабочего времени в трудовом праве понимается распределении времени работы в пределах суток или другого календарного периода.
Режим рабочего времени устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором и соглашениями.
Время отдыха – это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Как правило, работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещена.
В нерабочие праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации, например организации транспорта), работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения (например, магазины, бани), а также неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
Помимо этого, привлечение работников к работе в нерабочие праздничные дни, а также в выходные дни производится: а) с их письменного согласия; б) в случаях, предусмотренных законом, а именно:
для предотвращения производственной аварии, катастрофы устранения последствий производственной аварии, катастрофы либо стихийного бедствия;
для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества;
для выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или её отдельных подразделений.
Во всех остальных случаях для привлечения к работе в выходные дни и нерабочие праздничные дни кроме письменного соглашения работника требуется также учет мнения выборного профсоюзного органа данной организации.
Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, допускаются только тогда, когда эта работа не запрещена им по медицинским показаниям. При этом указанные работники должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день. Ни при каких условиях не допускается привлечение к работе в указанные дни работников, не достигших 18 лет (за исключением отдельных случаев, предусмотренных ТКРФ).
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск – это время непрерывного ежегодного отдыха, предоставляемого всем работникам с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Его продолжительность составляет 28 календарных дней. Удлиненный основной отпуск (т.е. отпуск продолжительностью более 28 календарных дней) предоставляется работникам в соответствии с федеральным законодательством.
Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.
Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя.
По соглашению сторон трудового договора первый оплачиваемый отпуск может быть предоставлен работнику и до истечения шести месяцев его непрерывной работы. Однако некоторым работникам работодатель обязан по их заявлению предоставить такой отпуск до указанного срока, а именно:
женщинам – перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;
работникам в возрасте до 18 лет;
работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;
в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отпуск за второй и последующие годы работы предоставляется в любое время рабочего года в соответствии с очередностью, установленной в организации. Такая очередность определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемых работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа не позднее, чем за две недели до наступления календарного года.
Перенесение отпуска на другой срок возможно по соглашению между работником и работодателем, если работнику своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее, чем за две недели до его начала.
Отзыв из отпуска допускается только с согласия работника. Неиспользованная в связи с отзывом часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.
Отпуск без сохранения заработной платы (неоплачиваемый отпуск) может быть предоставлен работнику по его письменному заявлению при наличии уважительных причин, в частности, по семейным обстоятельствам. При этом продолжительность такого отпуска определяется соглашением сторон трудового договора. Необходимо иметь в виду. Что в данном случае речь идет о праве работодателя предоставить работнику по его просьбе отпуск без сохранения заработной платы. Но одновременно с этим Трудовой кодекс предусматривает и случаи, когда работодатель обязан удовлетворить указанную просьбу работника. Следовательно, отказ работодателя предоставить работнику в таких ситуациях неоплачиваемый отпуск является нарушение субъективных прав работника. В частности работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы (по заявлению работника):
участникам Великой Отечественной войны – до 35 календарных дней в году;
работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году;
работающим инвалидам – до 60 календарных дней в году;
работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников – до пяти календарных дней;
в других случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.
Трудовое законодательство предусматривает ряд гарантий работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях профессионального образования (высшего, среднего или начального) и в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, а также работникам, поступающим в образовательные учреждения высшего или среднего профессионального образования. Виды и характер таких гарантий зависят от форм обучения (очная, заочная, вечерняя), статуса образовательного учреждения и курса обучения.
Эти гарантии состоят в предоставлении таким работникам дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка, отпусков без сохранения заработной платы, а также в установлении им сокращенной рабочей недели. В качестве иллюстраций рассмотрим гарантии, предоставляемые работникам, обучающимся в учреждениях среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и работникам, поступающим в такие образовательные учреждения.
Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, успешно обучающимся в указанных учреждениях по заочной и очно-заочной (вечерней) формах обучения для:
прохождения промежуточной аттестации на I и II курсах – по 30 и на каждом из последующих курсов – по 40 календарных дней;
подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – два месяца;
сдачи итоговых государственных экзаменов – один месяц.
Отпуска без сохранения заработной платы должны предоставляться:
работникам, допущенным к вступительным испытаниям в указанные образовательные учреждения, - 10 календарных дней;
работникам, обучающимся в указанных образовательных учреждениях по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой: для прохождения промежуточной аттестации – 10 календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – два месяца; для сдачи итоговых экзаменов – один месяц.
К дополнительным отпускам, как оплачиваемым, так и без сохранения заработной платы, по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.
Сокращенная рабочая неделя устанавливается по желанию работников, обучающихся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов. Нормальная продолжительность рабочей недели сокращается в этом случае на 7 часов. Сокращение рабочего времени может производиться по соглашению сторон трудового договора либо путем предоставления работнику одного свободного дня в неделю, либо сокращения продолжительности рабочего дня в течении недели. За время освобождения от работы таким работникам выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.
Кроме того, работникам, обучающимся по заочной форме обучения, руководитель обязан один раз в году оплачивать проезд к месту нахождения образовательного учреждения и обратно в размере 50% стоимости проезда. Такая выплата является компенсационной и предоставляется только в случае реального использования права на частично оплачиваемый проезд.
Необходимо иметь в виду, что перечисленные гарантии и компенсации предоставляются только работникам, получающим профессиональное образование соответствующего уровня впервые; желающим получить второе образование того же уровня государство подобных гарантий не дает. По этой же причине работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений (по выбору работника).
При изучении темы обратите внимание, что рабочая неделя должна быть не более 40 часов. Время работы сверх этого норматива называется сверхурочным. Привлечение к сверхурочным работам возможно только с письменного согласия работника и в установленных законом случаях. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4-х часов в течение двух дней подряд 120 часов в год.
При изучении вопроса время отдыха нужно знать, что перерывы в работе могут быть не более 2-х часов и не менее 30 минут. Продолжительность еженедельного отдыха не менее 42 часов. Привлечение к работе в выходные и праздничные дни производится с письменного согласия работников в случае, предусмотренных законом. Продолжительность ежегодного основного отпуска не менее 28 календарных дней. Такие же предоставляются дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска. В некоторых случаях могут предоставляться отпуска без сохранения заработной платы.
