Вопрос 10
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 Трудового кодекса РФ). Стороны трудового договора - работник и работодатель. Содержание трудового договора включает все его условия. Они могут быть непосредственными (предусмотрены трудовым договором) и производными (предусмотрены законодательством, коллективными договорами и соглашениями).
Содержание трудового договора – совокупность его условий, определяемых взаимными обязательствами сторон.
Виды условий трудового договора:
условия урегулированные законом:
а) работодатель – предприятие любой формы собственности, учреждение, организация, отдельные граждане;
б) работник – гражданин, достигший 16 лет (в исключительных случаях 15 лет); учащиеся, достигшие 14 лет, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
в) срок договора. Согласно ТК РФ трудовой договор может заключаться на неопределенный срок, на определенный срок не более 5 лет, на время выполнения определенной работы;
условия, вырабатываемые соглашением сторон:
а) необходимые (место работы; трудовая функция; дата начала работы; режим рабочего времени; обязанности работодателя; условия оплаты);
б) дополнительные (факультативные).
Статья 58 Трудового кодекса РФ разделяет трудовые договоры по сроку действия:
на неопределенный срок (постоянная работа);
на определенный срок (не более пяти лет).
Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок. Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами.
Вопрос 11
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.
Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью трудовой договор могут заключать лица, достигшие 15 лет. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся 14 лет для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном).
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
б) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
г) документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
д) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора, а также прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, возраста, места жительства.
При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.
Испытательный срок не может быть установлен для несовершеннолетних, беременных, лиц, поступивших на работу по конкурсу.
