Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БУХ.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2 Мб
Скачать
☆

8.3 Больничный лист

Пособия по временной нетрудоспособности выплачивается на основании Листа нетрудоспособности (больничного), представляемого сотрудником в бухгалтерию организации.

Величина пособия по временной нетрудоспособности зависит от стажа работы сотрудника и облагается Налогом на доходы физических лиц.

Для расчета размера пособия по временной нетрудоспособности необходимо рассчитать величину среднедневного заработка (СДЗ). В 2010г среднедневной заработок(СДЗ) определялся путем деления суммы начисленного в течении года заработка на число отработанных календарных дней, приходящихся на этот период. С 2011г методика расчета СДЗ изменилась. Теперь среднедневной заработок (СДЗ) исчисляется путем суммирования среднего заработка за предыдущие два года и деления на 730.

Расчет СДЗ на 2011г: СДЗ 2011 = (СЗ 2009г + СЗ 2010г) / 730

Расчет СДЗ на 2012г: СДЗ 2012 = (СЗ 2010г + СЗ 2011г) / 730

Расчет СДЗ на 2013г: СДЗ 2013 = (СЗ 2011г + СЗ 2012г) / 730

Промежуточная сумма к выплате определяется путем умножения СДЗ на количество календарных дней по листку нетрудоспособности.

Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит также от трудового стажа работника и составляет:

60% среднедневного заработка - для работников с непрерывным стажем менее 5 лет,

80% среднедневного заработка - для работников с непрерывным стажем от 5 до 8 лет,

100% среднедневного заработка - для работников с непрерывным стажем более 8 лет

В зависимости от трудового стажа определяется итоговая сумма пособия к выдаче работнику.

Таким образом, размер больничного определяется как произведение среднедневного заработка (СДЗ) и коэффициента, зависящего от стажа и количества дней нетрудоспособности.

Однако нужно учитывать еще одно ограничение: Средний заработок за каждый год учитывается в сумме, не превышающей предельную величину базы для исчисления страховых взносов в ФСС.За 2011 год база составляла - 463 000 рублей; за 2012 год - 512 000 рублей; с 01.01.2013 с учетом индексации - 568 000 рублей (для страховых случаев, которые возникнут с 01.01.2014 года)).

Если в каком либо из расчетных годов (последних двух лет) средний заработок превысит предельную величину, то в качестве СЗ этого года берется сумма равная предельной величине;

Средний заработок за расчетный период учитывается в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) Для этого необходимо представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей)

Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие по временной нетрудоспособности, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке.

В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособием по временной нетрудоспособности справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанного пособия , пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.;

Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если застрахованное лицо в момент наступления страхового случая было занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, т.е. когда пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) отдельно

(Предельное значение базы при этом учитывается каждым из этих страховщиков отдельно.)

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособие по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. (При этом представляется также справка (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособия этим страхователем не осуществляются.)

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему либо страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) отдельно, либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. (В последнем случае представляется справка (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособия этим страхователем не осуществляются.)

Первые 3 рабочих дня больничного оплачивает организация, оставшиеся дни - Фонд социального страхования.

Заработок, принимаемый для расчета больничного - это сумма учитываемых при расчете пособия выплат сотруднику за 24 месяца, предшествующих болезни (учитывают: фактическую зарплату, постоянные надбавки и доплаты, некоторые виды премий).

В статье речь пойдет о том, как производить расчет по больничному листу в 2013 году, и какие существуют особенности оплаты больничного. При расчете больничного листа работникам у бухгалтеров нередко возникают различные затруднения, прежде всего связанные с расчетом страхового стажа для больничного и среднего дневного заработока. В статье разберем некоторые особенности расчета и приведем пример расчет больничного листа. Выполняя необходимые начисления, следует руководствоваться соответствующими нормативно-правовыми актами, прежде всего это Закон №255-ФЗ.

Инструкция по начислению пособия по больничному листу.

1. Расчетный период.

Для определения размера больничного пособия в первую очередь нужно определить расчетный период. Расчетным периодом являются 2 предыдущих года, предшествующих году, в котором сотрудник заболел. Для расчета больничного в 2013 году, в качестве расчетного периода берутся 2011 и 2012 год. Исключаемых периодов нет, при расчете в 2013 году необходимо брать количество дней 730. Эти правила действуют с начала 2013 года. (Закон №255-ФЗ от 29.12.2006 ст. 14 ч.1 и 3).

Сотрудник имеет право заменить 2 года на более ранние только в одном случае: если находился в течении этих двух лет в декретном отпуске либо в отпуске по уходу за ребенком.

2. Общая сумма заработка за 2 года.

В сумму заработка за 2 года включаются все выплаты и вознаграждения, на которыеначисляются страховые взносы, полученные сотрудником за данный период. Учитываются также выплаты у предыдущих работодателей. Для этого сотрудник приносит на место своей последней работы справки о доходах от предыдущих работодателей.

Если общая сумма заработка за 2 года оказывается меньше, чем МРОТ*24 мес., то больничный лист нужно считать, исходя из МРОТ. Особенности расчета по МРОТ читаем здесь.

Следует учитывать, что существуют ограничения на общую сумму заработной платы за год. В 2011 году для расчета применяется сумма, размер которой не больше 463 000 руб. За 2012 год она должна быть не больше 512 000 руб.

3. Средний дневной заработок.

Далее рассчитывается средний заработок за день. Общая сумма заработка за 24 месяца делится на 730 (количество дней в 2011 и 2012 году).

4. Страховой стаж сотрудника.

При начислении больничного пособия нужно обратить внимание на страховой стаж сотрудника. От него зависит размер пособия:

1. 60% от заработка выплачивается работнику, имеющему стаж меньше 5 лет;

2. 80% от заработка выплачивается работнику, имеющему стаж от 5 до 8 лет;

3. 100% размер заработка выплачивается работнику, имеющему стаж от 8 лет.

Кроме того процент для расчета больничного листа зависит также от ряда других особенностей. Подробно о страховом стаже и проценте, положенном работнику при расчете больничного, можно прочитать в этой статье.

5. Оплата больничного.

Полученный ранее при расчете средний заработок за день умножается на один из вышеуказанных процентов. Результат будет являться больничным пособием за 1 день. Далее эту сумму нужно будет умножить на количество дней, в течение которых сотрудник болел. Первые 3 дня оплачивает работодатель, а с 4-го дня пособие оплачивает ФСС РФ.

Пример расчета больничного листа.

Сотрудница И. А. Курочкина уже 4 года работает в организации ЗАО «X». Страховой стаж женщины составил 6 лет. С 27.03.2013 она находилась на больничном 20 дней. Для расчета пособия нужно будет выполнить расчеты, указанные ниже.

1. Рассчитываем сумму заработка за два года: 2011 и 2012 годы.

За 2011 год сумма заработка И. А. Курочкиной составила 471200. руб., а за 2012 год – 500600 руб. Выше говорилось о том, какие максимальные суммы могут быть приняты в расчет. За 2011 год сумма заработка оказалась выше той, которая установлена законодательством РФ. Соответственно, при расчете нужно использовать не 471200 руб., а 463000 руб.

2. Определяем общую сумму заработка за 2 года (текущий год не учитывается):

463000+ 500600 = 963600 руб.

3. Рассчитаем средний заработок за день:

963600 / 730 = 1320 руб.

4. Определяем размер больничного пособия за 1 день:

1320 * 80% = 1056 руб.

5. Рассчитаем размер пособия за все дни:

1056 * 20 = 21120 руб.

Таким образом, И. А. Курочкиной причитается 21120 руб. Из них 3168 руб. должны быть выплачены из средств организации, а остальная сумма – за счет средств бюджета ФСС РФ.

Если сотрудник имеет страховой стаж меньше полугода, то расчет по больничному листу производится, исходя из МРОТ, величина которого в 2013 году составляет 5205 рублей. В этом расчете есть свои нюансы, которые подробно рассмотрены в статье:Как рассчитать больничный лист в 2013 году по МРОТ?

Как произвести расчет пособия по временной нетрудоспособности ? Какие делают проводки больничного Исходные данные: Нетрудоспособность работника продолжалась с 17 по 21 января 2011 г., что подтверждено представленным листком нетрудоспособности. Работник принят в организацию 01.03.2010, ранее нигде не работал. Заработная плата работника составляет 20 000 руб. Организация работает по календарю пятидневной рабочей недели. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 183 Трудового кодекса РФ работникам - застрахованным лицам гарантировано социальное обеспечение при временной нетрудоспособности в виде пособия по временной нетрудоспособности. Начисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности производятся в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Расчет пособия по временной нетрудоспособности Новыми правилами расчета пособий по социальному страхованию внесены следующие изменения: расчетный период теперь составляет два года, предшествующие году наступления страхового случая (в данном случае - нетрудоспособности) (п. 1 ч. 2 ст. 1.3, ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, пп. "а" п. 9 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ); в средний заработок включаются выплаты в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (ранее учитывались выплаты, которые включаются в базу для начисления страховых взносов) (п. 6 ч. 1 ст. 1.2, ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, пп. "в" п. 9 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ); число календарных дней, на которое делится средний заработок, составляет 730 дн. (до 2011 г. деление производилось на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата) (ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, пп. "г" п. 9 ст. 1 Федерального закона № 343-ФЗ, см. также п. 5 Письма ФСС РФ от 14.12.2010 № 02-03-17/05-13765). Дополнительные ссылки по теме Налоговый Кодекс (НК РФ 2013) Части 1-2 О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС и ФФОМС 2013 — 212-ФЗ от 24-07-2009 г. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2013 — 255-ФЗ от 29-12-2006 г. О БУХГАЛТЕРСКОМ учете 2013 — 402-ФЗ от 06-12-2011 г. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 343-ФЗ за период до 01.01.2010 в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начисляются страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ, и не превышают 415 000 руб. - предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленную в 2010 г. Таким образом, в данном случае для расчета пособия учитывается только заработная плата работника, начисленная ему за 10 месяцев 2010 г. Средний заработок работника составляет 200 000 руб. (20 000 руб. x 10 мес.) <*>. Средний дневной заработок работника равен 273,97 руб. (200 000 руб. / 730 дн.). Поскольку стаж работника менее пяти лет, то размер дневного пособия определяется как 60% среднего дневного заработка (п. 3 ч. 1 ст. 7, ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ). В данном случае дневное пособие составляет 164,38 руб. (273,97 руб. x 60%). Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период нетрудоспособности (ч. 5 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ). Сумма пособия равна 821,9 руб. (164,38 руб. x 5 дн.). С 2011 г. пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств организации, а за остальной период начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности - за счет средств бюджета ФСС РФ (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ) <**>.

Бухгалтерский учет. Больничный. Пособия по временной нетрудоспособности. Расходы организации на выплату пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня нетрудоспособности могут быть учтены в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям и другим выплатам) предназначен счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Пособие, начисленное за счет средств организации, отражается по дебету счета учета затрат на производство (например, счета 26 "Общехозяйственные расходы") в корреспонденции с кредитом счета 70. Начисление пособия по беременности и родам за счет средств ФСС РФ отражается на указанном счете в корреспонденции с дебетом счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", субсчет 69- 1 "Расчеты по социальному страхованию". Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) Сумма пособия по временной нетрудоспособности является доходом работника и подлежит обложению НДФЛ (п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ). Организация является налоговым агентом и обязана исчислить по ставке 13% сумму НДФЛ, удержать ее при выплате дохода работнику и уплатить в бюджет (п. 1 ст. 224, п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ). В данной схеме исходим из предположения, что у работника нет права на получение стандартных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 218 НК РФ. Работник имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 400 руб. при условии представления работником в организацию соответствующего заявления (пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 218 НК РФ). Страховые взносы На сумму пособия по временной нетрудоспособности не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Налог на прибыль организаций Для целей налогообложения прибыли расходы организации по выплате пособия за первые три дня нетрудоспособности работника относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

<*> Согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, если рассчитанный средний заработок в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Федеральным законом № 255-ФЗ не определено, как именно в этом случае определять средний заработок в расчете на календарный месяц. Отметим, что как в 2010 г., так и в 2011 г. организация при расчете пособий по временной нетрудоспособности должна руководствоваться Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375. В настоящее время на сайте Минздравсоцразвития России размещен проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в это Положение. Абзац 2 п. 15 Положения с учетом этих изменений предусматривает, что при расчете пособий исходя из МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, увеличенного в 24 раза, на 730. Таким образом, организация может рассчитать средний дневной заработок исходя из среднего заработка работника в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ (путем деления на 730) и сравнить его со средним дневным заработком, рассчитанным по приведенной формуле исходя из МРОТ, установленного на дату наступления страхового случая (4330 руб.). Дневное пособие исчисляется исходя из большей суммы. Возможно также сравнение МРОТ со средним месячным заработком. Произведем расчет среднего месячного заработка. Средний месячный заработок составляет 8333,33 руб. (200 000 руб. / 24 мес.), что превышает МРОТ (4330 руб.). Следовательно, работнику исчисляется пособие исходя из его среднего заработка. <**> Начисление пособия по временной нетрудоспособности производится в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами (листком нетрудоспособности), а выплата пособия осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы (ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 255-ФЗ). <***> Стандартный вычет предоставляется в отношении всех доходов работника, начисленных за текущий месяц.

8.4 Пособие по беременности и родам

Последний раз обновлено: Вторник 29 октября 2013 г.

Право на пособие по беременности и родам имеют работающие по трудовым договорам женщины; предприниматели, если они добровольно вступили в отношения с ФСС РФ по обязательному страхованию в связи с материнством (п. 3 ст. 2 Закона № 255-ФЗ).

Пособие выплачивается за весь период декретного отпуска.

Неработающая мама права на получение декретного пособия не имеет.

Продолжительность отпуска по беременности и родам составляет:

• при нормальных родах – 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов;

• при осложненных родах – 70 календарных дней до родов и 86 календарных дней после родов;

• при рождении двух и более детей – 84 календарных дня до родов и 110 календарных дней после родов.

Пособие также выдается, если работница организации усыновила ребенка. В этом случае врач выписывает ей больничный лист, а продолжительность отпуска в этом случае составляет 70 календарных дней с момента рождения ребенка. Если после усыновления ребенка прошло более 70 календарных дней с момента его рождения, то пособие не выплачивается.

Обратите внимание: если ребенка в возрасте до трех месяцев усыновил мужчина, то ему больничный лист не выдается, а предоставляется отпуск в связи с усыновлением такого ребенка и выплачивается пособие. Оно рассчитывается в порядке и размере, установленных для выплаты пособия по беременности и родам.

При усыновлении двух детей отпуск предоставляется на 110 календарных дней с момента их рождения.

При подсчете количества дней отпуска праздничные дни учитывают.

Пример

Работник ООО «Пассив» О.М. Лихачева 20 марта отчетного года усыновила ребенка. Ребенок родился 1 марта отчетного года. 70 календарных дней с момента рождения ребенка истекают 13 мая отчетного года.

Лихачевой должен быть предоставлен отпуск с 20 марта по 13 мая отчетного года включительно.

Пособие выплачивается на основании листка нетрудоспособности не позднее 10 дней с момента его предъявления.

Листок должен быть предъявлен в бухгалтерию не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Сумму пособия определяют иначе, чем при выплате пособий по временной нетрудоспособности. Разница заключается в том, что сумму доходов сотрудницы за два календарных года, на которые начислены взносы в ФСС РФ (оклад, премии, материальная помощь свыше 4000 руб., отпускные, оплата дополнительных выходных для ухода за ребенком-инвалидом и т. д.), нужно делить не на 730, а на количество дней, полученное в результате вычитания из 730 (731, 732 — если расчетный период состоит из високосных годов) дней, приходящихся на периоды, исключаемые расчета (периоды временной нетрудоспособности, отпуска по уходу за ребенком и др.). Периоды отпуска без сохранения заработной платы не исключаются.

Таким образом, для расчета суммы фактического среднедневного заработка сотрудника используйте формулу:

Далее размер дневного заработка нужно сравнить с максимально возможным.

Обратите внимание: с 1 января 2013 года установлен максимальный размер среднедневного заработка для расчета пособия по беременности и родам. Он не может превышать предельную базу для начисления взносов за два предшествующих года, деленную на 730.

Пособие по беременности и родам выплачивают застрахованной женщине в размере 100% независимо от ее страхового стажа, но только если он превышает шесть месяцев.

Женщинам, которые имеют страховой стаж менее шести месяцев, пособие рассчитывают исходя из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента. Исходя из МРОТ пособие нужно считать и в том случае, если заработок сотрудницы ниже минимального или в расчетном периоде его вообще не было.

Обратите внимание: если ваша компания совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, то вести раздельный учет расходов, затраченных на выплату пособий больше не нужно.

Не должны вести раздельный учет и фирмы, которые применяют другие спецрежимы.

С 2013 года пособие по беременности и родам, исходя из МРОТ, нужно считать по-другому, нежели пособие по временной нетрудоспособности. Напомним, при расчете пособий по временной нетрудоспособности МРОТ умножают на 24 и делят на 730. Для «декретного» пособия МРОТ за 24 месяца нужно разделить на количество календарных дней за два года, которые предшествуют году уходу сотрудницы в отпуск по беременности и родам. Если есть исключаемые периоды, то их вычитают из общего количества календарных дней. Если их нет, при расчете среднедневного заработка МРОТ за 24 месяца отчетного периода делят на 731(для расчета пособий в 2013 году).

Пример

Сотрудница ЗАО «Актив» А.И.Иванова с 9 апреля 2013 года уходит в отпуск по беременности и родам. На работу в «Актив» Иванова устроилась в мае 2012 года, это ее первое место работы. За 2012 год заработок Ивановой составил 120 000 руб., дней исключаемых из расчетного периода у сотрудницы не было. Рассчитаем «декретное» пособие, которое ей положено.

Среднедневной заработок будущей мамы, исходя из начисленных ей выплат составит: 164, 16 руб. (120 000 руб. : (365 дн. + 366 дн.)).

Сравним его со среднедневным заработком, исходя из МРОТ. Среднедневной заработок, исходя из МРОТ составит: 170,89 руб. (5205 руб. х 24 мес. : 731 дн.). Как видно из примера, среднедневной заработок Ивановой меньше минимально возможного (164, 16 руб. < 170, 89 руб.). Поэтому пособие по беременности и родам нужно считать, исходя из МРОТ. Декретное пособие сотрудницы составит: 23 924, 60 руб. (170, 89 руб. х 140 дн.).

Пособие по беременности и родам налогом на доходы физических лиц, взносами в ПФР, ФСС, ФФОМС, а также взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не облагают.

Пример

Работница ООО «Пассив» Лихачева с 1 марта по 18 июля 2013 года уходит в отпуск по беременности и родам (140 календарных дней). До этого она непрерывно работала в «Пассиве» в течение трех лет. В расчетный период войдут январь – декабрь 2011 года и январь – декабрь 2012 года. Ежемесячный оклад Лихачевой – 15 000 руб.

Сумма выплат, учитываемая при расчете пособия, – 360 000 руб. (15 000 руб.× 24 мес). Календарных дней, которые можно было бы исключить из расчетного периода у сотрудницы не было. Поэтому сумму дневного пособия сотруднице рассчитывают исходя из ее среднего заработка.

Сумма дневного пособия Лихачевой составит:

360 000 руб. : (365 дн. + 366 дн.) = 492,47 руб./дн.

Это меньше максимально возможного среднедневного заработка 1335,62 руб. (463 000 руб. + 512 000 руб.) / 730). Поэтому рассчитывать пособие нужно исходя из заработка сотрудницы.

Всего с 1 марта по 18 июля Лихачева будет находиться в отпуске 140 дней. Общая сумма пособия равна:

492,47 руб. × 140 дн. = 68 946 руб.

Бухгалтер «Пассива» должен сделать записи:

ДЕБЕТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС» КРЕДИТ 70

– 68 946 руб. – начислено пособие по беременности и родам Лихачевой;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 50

– 68 946 руб. – выдано из кассы пособие по беременности и родам Лихачевой.