Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции страховое дело Грабовская Н. В..docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
508 Кб
Скачать
☆

4. Страхование от несчастных случаев и болезней

Страхование от несчастных случаев в РФ проводится в двух формах: обязательной и добровольной.

4.1. Обязательное страхование

По обязательному страхованию выделяют следующие виды страхования:

  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • обязательное государственное страхование жизни и здоровья определенных категорий государственных служащих;

  • обязательное личное страхование пассажиров.

Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется на основании закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

Социальная защита работников обеспечивается посредством:

  • возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими обязанностей по трудовому договору или в других установленных законодательством случаях;

  • повышения заинтересованности предприятий и организаций в снижении уровня профессионального риска;

  • финансирования предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Проведение страхования от несчастных случаев возложено на Фонд социального страхования РФ (ФСС). Поэтому страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве уплачиваются страхователями непосредственно в ФСС (они не входят в состав ЕСН).

Страхователями выступают все работодатели:

  • юридические лица любой организационно-правовой формы в отношении работников, нанимаемых по трудовым договорам (контрактам);

  • физические лица, нанимающие других физических лиц по трудовому договору (контракту).

Тарифы страховых взносов ежегодно утверждаются законом на очередной год. Страховые тарифы устанавливаются ФСС на основании Правил отнесения отраслей экономики к классу профессионального риска. Всего выделено 22 класса профессионального риска.

Суммы страховых взносов перечисляются страхователями ежемесячно в срок, установленный для получения в банках средств на выплату заработной платы за истекший месяц.

Объектом обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний являются имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо со смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Застрахованными выступают:

  • все физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного с работодателем;

  • физические лица, уже получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, подтвержденное в установленном порядке, к моменту введения в действие федерального закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев;

  • физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Страховым случаем признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания.

Если в результате страхового случая наступает смерть застрахованного, то право на получение страховых выплат получают следующие лица:

1. Нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, на условиях:

  • его дети до достижения ими возраста 18 лет, а учащиеся старше 18 лет — до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;

  • женщины, достигшие возраста 55 лет, и мужчины, достигшие возраста 60 лет, — пожизненно;

  • инвалиды — на срок инвалидности.

2. Ребенок умершего, родившийся после его смерти.

3. Один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими этого возраста, но нуждающимися по медико-социальному заключению в постоянном уходе.

4. Лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет со дня его смерти.

При нанесении ущерба жизни, здоровью и профессиональной трудоспособности работников им самим или их близким гарантируется:

  1. Пособие по временной нетрудоспособности;

  2. Страховые выплаты: единовременные, ежемесячные;

  3. Оплата дополнительных расходов: на дополнительную медицинскую помощь; посторонний уход за пострадавшим; санитарно-курортное лечение;

    • протезирование и обеспечение необходимыми приспособлениями для трудовой деятельности и в быту;

    • обеспечение специальными транспортными средствами и их содержание;

    • профессиональное обучение и переобучение.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья определенных категорий государственных служащих. Обязательному государственному страхованию в РФ подлежат военнослужащие, сотрудники МВД, налоговых инспекций, государственной противопожарной службы, прокуроры, следователи, судьи и народные заседатели, спасатели, депутаты Законодательного Собрания, работники ядерных объектов, космонавты, работники здравоохранения, обеспечивающие диагностику и лечение ВИЧ- инфекции, доноры и др. 

Этот вид страхования обеспечивают компании кэптивного типа, имеющие лицензию на проведение данного вида страхования и учредителями которых являются сами страхователи — соответствующие министерства и ведомства, обязанные страховать своих сотрудников.

Государственное страхование покрывает риски, идентичные обязательному социальному страхованию от несчастных случаев: смерть и потеря трудоспособности застрахованного вследствие травмы, увечья, телесных повреждений, наступивших при исполнении служебных обязанностей.

Страховое возмещение определяется исходя из должностного оклада либо минимального размера оплаты труда.

Обязательное личное страхование пассажиров. Это обязательное личное страхование пассажиров, перевозимых воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом по междугородным и туристическим маршрутам.

Страхованием покрывается риск смерти или получения травмы и телесных повреждений в результате несчастного случая, связанного с поездкой.

Страхователями выступают сами пассажиры, которые уплачивают страховой взнос по обязательному личному страхованию при покупке проездного билета. Интересы страхователя при оформлении данной страховой операции представляет транспортная организация-перевозчик, которая выбирает страховую компанию, имеющую лицензию на проведение этого вида страхования, и заключает с ней договор об осуществлении данного вида страхования.

Страховая сумма на одного застрахованного определена в размере 120 минимальных размеров месячной оплаты труда, установленных законом на дату приобретения проездного документа.

Сумма страховой премии включается в стоимость проездного документа и взимается с пассажира при его продаже. Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда, подлежат страхованию без уплаты ими страхового взноса.

Страховыми случаями признаются травмы и смерть застрахованного в результате несчастного случая на транспорте. При травме страховщик производит застрахованному выплату страхового обеспечения в размере части страховой суммы, соответствующей степени тяжести травмы. Если в результате несчастного случая наступает смерть застрахованного, то его наследникам выплачивается полная страховая сумма. Выплата должна быть осуществлена не позднее 10 дней после получения всех необходимых документов, подтверждающих факт страхового случая.

Отличительной особенностью этого вида страхования является то, что значительная часть собранных страховых взносов (от 20 до 90 % в зависимости от вида транспорта) направляется на финансирование мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте.