Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по социальному страхованию 2014.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
557 Кб
Скачать
☆

6.3 Расходы, связанные с предоставлением застрахованным лицам материального обеспечения и социальных услуг

. К таким расходам относятся:

  • Пособие по временной нетрудоспособности, включая уход за больным ребенком.

  • Пособие по беременности и родам.

  • Пособие при рождении ребенка.

  • Пособие по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

  • Пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве – 2200 грн. с 1.01.2012 г.

  • Обеспечение оздоровительных мероприятий (оплата путевок на санаторно-курортное лечение застрахованным и членам их семей, содержание санаториев-профилакториев, предоставление социальных услуг по внешкольной работе с детьми).

1.Пособие по временной нетрудоспособности ( оплата больничного листа)

Пособие по  временной нетрудоспособности выплачивается вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве.

По больничным листам оплачиваются только рабочие дни. Для расчета суммы больничных необходимо определить:

  • среднедневную (среднечасовую) заработную плату;

  • размер страхового стажа;

  • дни (часы) нетрудоспособности, подлежащие оплате.

Для всех страховых случаев (больничный) средняя заработная плата рассчитывается согласно п. 14 Порядка N 1266 по формуле: ЗПср = Д : Кр.д., где: ЗПср — размер среднедневной заработной платы; Д — доход, который учитывается при вычислении средней заработной платы ( за погода); Кр.д. — количество рабочих дней в расчетном периоде ( предыдущие 6 месяцев); Для расчета средней заработной платы (ЗПср) застрахованного лица включают все виды дохода в пределах максимальной суммы месячной заработной платы (дохода).

Сумма, выплачиваемая по больничному листу, зависит от страхового стажа работника и его официального заработка за последние полгода. В зависимости от размера страхового стража работнику производятся следующие выплаты:

1) 60 процентов средней заработной платы (дохода) — застрахованным лицам, которые имеют страховой стаж до пяти лет;

2) 80 процентов средней заработной платы (дохода) — застрахованным лицам, которые имеют страховой стаж от пяты до восьми лет;

3) 100 процентов средней заработной платы (дохода) — застрахованным лицам, которые имеют страховой стаж свыше восьми лет.

100% официального среднего заработка за последние полгода выплачивают по больничному листу чернобыльцам независимо от стажа, ветеранам ВОВ, донорам и родителям по уходу за больным ребенком до 14 лет.

Пособие по  временной нетрудоспособности выплачивается в порядке:

— первые пять дней оплачивают за счет средств предприятия, учреждения, организации за основным местом работы ( согласно ст. 2 Закона №2213). Начиная с шестого дня временной нетрудоспособности помощь выплачивают за счет ФСС с ТВП. Исключение составляет больничный лист по уходу за ребенком до 14 лет, когда пособие выплачивает Фонд с первого дня болезни.

  1. Выплаты в виде пособия по беременности и родам

В Украине предусмотрено три вида пособий, которые получают женщины при рождении ребенка. К первому виду относится пособие по беременности и родам. Фактически, это оплата декретного отпуска, который предоставляется на основании больничного листа, выданного медицинским учреждением. Остальные два вида пособий - единовременное при рождении ребенка и по уходу за ним до трехлетнего возраста - назначают и выплачивают всем, в том числе, и работающим женщинам.

Такие выплаты осуществляются за счет бюджета Фонда социального страхования по временной потерей трудоспособности и согласно ст.38 Закона N 2240 является материальным обеспечением физических лиц, которое является компенсацией потерь заработной платы (дохода) таких физических лиц на период их отпуска в связи с беременностью и родами.

Расчет производится на основании среднедневной заработной платы, которая исчисляется путем деления суммарной заработной платы за расчетный период 6 месяцев (или меньший период, если отработан на предприятии иной срок перед выходом в декрет) на количество календарных дней в таком периоде.

ЗПср = Д : Кр.д., где: ЗПср — размер среднедневной заработной платы; Д — доход, который учитывается при вычислении средней заработной платы ( за погода); Кр.д. — количество календарных дней в расчетном периоде ( предыдущие 6 месяцев); Для расчета средней заработной платы (ЗПср) застрахованного лица включают все виды дохода в пределах максимальной суммы месячной заработной платы (дохода).

Размер указанной помощи предоставляется в полном объеме независимо от количества дней отпуска, фактически использованных до родов, в размере 100% средней заработной платы.

Отпуск по беременности и родам положен в таких пределах: 70 дней до родов и 56 дней после них. Он увеличивается на 14 дней в случае осложненных родов или рождения более одного ребенка.

Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины о назначении и индексации пенсии» вступает в силу с 1 июля 2013 года. Теперь из пособия по беременности и родам будет взиматься 2 % налогового сбора. Согласно Законопроекту №1117, пособие по беременности и родам будет облагаться единым социальным взносом. А работодателям придется начислять 33 % взноса от пособия по беременности. Теперь время нахождения в отпуске по беременности и родам будет включаться в пенсионный страховой стаж.

Если период декретного отпуска совпадает с отпуском по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет, женщина получает два вида помощи: пособие по беременности и родам выплачивается независимо от пособия по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет.

Пособие по беременности и родам для студентов предоставляется в  размере 100 процентов стипендии, но не менее 25 процентов от размера установленного законом прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Пособие по беременности и родам для безработных предоставляется в  размере 100 процентов помощи по безработице, но не менее 25 процентов от размера установленного законом прожиточного минимума для трудоспособного населения.