Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Трудовое право.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
397 Кб
Скачать
☆

30. Ежегодный оплачиваемый отпуск: виды, продолжительность. Особенности исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Отпуск – закрепленное и гарантированное законодательством число свободных от работы дней с сохранением места работы, с сохранением среднего заработка, предоставляемое ежегодно всем работникам для непрерывного отдыха, восстановления работоспособности и других целей.

В период пребывания в отпуске работник не может быть уволен по инициативе работодателя, за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем – физическим лицом. Время ежегодного оплачиваемого отпуска включается в общий и непрерывный трудовой стаж работника, а также в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.

Законодательством установлены следующие виды отпусков:

1) Ежегодные основные, которые подразделяются на:

а) общие, не менее 28 календарных дней;

б) удлиненные, более 28 календарных дней, которые предоставляются работникам в соответствии с действующим законодательством о труде;

2) Дополнительные отпуска, предоставляемые:

а) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

б) за особый характер работы;

в) работникам с ненормированным рабочим днем;

3) отпуск без сохранения заработной платы;

4) иные отпуска:

а) отпуск по беременности и родам;

б) отпуск по уходу за ребенком;

в) отпуск работникам, усыновившим ребенка;

г) отпуск в связи с обучением в учебных заведениях.

Продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются. Очередные ежегодные отпуска продолжительностью более 28 календарных дней предоставляются:

а) лицам моложе 18 лет – 31 календарный день в удобное для них время;

б) учителям, преподавателям средних и высших образовательных учреждений, научным сотрудникам НИИ и работникам некоторых детских учреждений – до 48 рабочих дней;

в) государственным служащим – не менее 30 календарных дней. Цель удлиненных основных отпусков – гарантировать работникам более длительный отдых с учетом возраста, характера и интенсивности работы, других обстоятельств.

Возможность предоставления работнику отпуска без сохранения заработной платы зависит от уважительности причин, которые он называет в заявлении в обоснование своей просьбы. При этом продолжительность отпуска без сохранения заработной платы определяется соглашением сторон.

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются:

  • время фактической работы;

  • время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с ФЗ сохранялось место работы, в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска;

  • время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;

  • другие периоды времени, предусмотренные коллективным договором, трудовым договором или локальным нормативным актом организации.

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются:

  • время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы.

  • время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста;

  • время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более семи календарных дней.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]