Вопрос 7.
Удержания из заработной платы могут производиться только в
случаях, предусмотренных законодательством.
Удержания из заработной платы можно разделить на две группы: обязательные удержания и удержания по инициативе администрации предприятия, где работник трудится.
К обязательным удержаниям относятся налог на доходы физических лиц, удержания по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц.
По инициативе администрации могут быть удержаны:
-суммы аванса, выданного в счет заработной платы;
- суммы, излишне выплаченные вследствие счетных ошибок;
- суммы возмещения материального ущерба, причиненного по вине работника предприятию;
- удержания в счет погашения полученной работником ссуды;
-за товары, купленные в кредит и т.д.
Основным налогом, при помощи которого государство регулирует доходы, получаемые физическими лицами, является налог на доходы физических лиц, который исчисляется и уплачивается в соответствии с НК РФ.
Согласно НК РФ плательщиками налога признаются:
• физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (в соответствии с НК РФ ими являются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году);
• физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ и получающие доходы от источников, расположенных в РФ.
Объектом налогообложения для физических лиц, являющихся
налоговыми резидентами РФ, выступают все доходы, полученные
от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ как в
денежной, так и натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды
Объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, выступает доход, полученный от источников в РФ.
Налоговым периодом признается календарный год.
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
- пособия по беременности и родам;
- пособия по безработице;
- государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
- стоимость подарков, полученных от организаций
или индивидуальных предпринимателей, но не более 2000 руб. в
год;
- алименты, получаемые налогоплательщиками;
- и другие доходы в соответствии с НК РФ
Для целей налогообложения доход, полученный физическим
лицом в календарном году, уменьшается на определенные суммы —
налоговые вычеты. Эти вычеты поделены на четыре группы:
- стандартные;
- социальные;
- имущественные;
- профессиональные.
Стандартные налоговые вычеты — ежемесячные вычеты из до-
ходов в размере 300, 400, 500 и 3000 руб., право на которые имеют
отдельные категории налогоплательщиков.
Право на ежемесячные вычеты в размере 3000 руб. имеют:
- ликвидаторы-чернобыльцы;
- инвалиды ВОВ;
-инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II, III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы; и т.д.
Налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц распространяется на следующие категории налогоплательщиков:
- Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации;
- лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;
-участников ВОВ;
- инвалидов с детства и инвалидов I и II групп;
- лиц, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия; и т.д.
Налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц
распространяется на те категории физических лиц, которые не имеют специальных льгот. Этот вычет действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала календарного года, превысил 20000 руб. Начиная с месяца, в котором доход превысил 20 000 руб., налоговый вычет не принимается.
Налоговый вычет в размере 300 руб. устанавливается на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, студента, курсанта в возрасте до 24 лет — из доходов родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей. Данный вычет действует до месяца, в котором доход родителей, супругов, опекунов, попечителей, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил
20 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход превысил 20 000 руб.,
данный налоговый вычет не применяется.
Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет расходов на детей предоставляется в двойном размере.
Если налогоплательщик имеет право более чем на один стандартный вычет (кроме расходов на содержание детей), то ему пре-
доставляется только один — максимальный из них.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются одним из налоговых агентов по выбору налогоплательщика на основании его
письменного заявления и документов, подтверждающих право на эти вычеты.
Социальные, имущественные и профессиональные налоговые
вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплателыцика при подаче им налоговой декларации в налоговый
орган по окончании календарного года. Налоговая декларация подается не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Налоговая ставка на доходы физических лиц установлена в размере 13% .
Однако для налогообложения некоторых видов доходов установлены специальные ставки налога. Так, по ставке 35% облагаются:
• стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части, превышающей 2000 руб. в год;
• суммы превышения страховых выплат, полученных по договорам добровольного страхования, заключенным на срок менее пяти лет, над суммами внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенными на ставку рефинансирования ЦБ РФ на момент заключения договора страхования;
• суммы процентных доходов по вкладам в банках в части
превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;
• суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиком заемных средств.
Налоговая ставка 30% установлена в отношении всех доходов,
Получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.
Налоговая ставка 6% установлена в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов. (С 1 января 2014 г. ставка возрастет до 9%-)
