- •Использованные сокращения
- •Понятия и определения
- •Введение
- •1. Этиология, основные группы аллергенов
- •2. Патогенез анафилактического шока
- •2.1. Медиаторы тканевых повреждений
- •2.2. Особенности лекарственной анафилаксии
- •3. Патоморфологические изменения
- •4. Клинические проявления
- •4.1. Варианты клинической картины анафилактического шока
- •4.2. Варианты течения анафилактического шока
- •5. Инструментальные и лабораторные показатели при развившемся анафилактическом шоке
- •6. Дифференциальная диагностика
- •7. Принципы лечения анафилактического шока и клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых при анафилактическом шоке
- •7.1. Адреномиметические средства
- •1. Стимулирующие - и - адренорецепторы:
- •2. Стимулирующие преимущественно -адренорецепторы:
- •7.2. Кортикостероиды
- •7.3. Антигистаминные средства
- •7.4 Средства инфузионной терапии
- •8. Алгоритм действий при анафилактическом шоке
- •9. Профилактика
- •Список использованных источников
- •Содержание
- •220020, Г. Минск, пр-т Победителей, 105.
Введение
Многие вещества, встречающиеся в повседневной жизни, могут вызывать системные аллергические реакции. Несмотря на все более углубленное понимание патофизиологии аллергии и анафилаксии в частности, неотложная помощь остается неизменной на протяжении многих лет.
Самый важный фактор риска развития аллергических реакций – наследственная предрасположенность. Однако даже за одно поколение количество людей, страдающих аллергией, значительно увеличилось. Поскольку изменения в генетическом наборе человека не могут произойти так быстро, это подтверждает, что рост частоты аллергических заболеваний обусловлен в том числе другими факторами, среди которых первостепенную роль играет рост промышленного производства, гиподинамия, ухудшение экологической обстановки, переход на продукты питания, содержащие синтетические компоненты, широкое применение в сельском хозяйстве удобрений, искусственных кормов, содержащих фармакологические препараты, ожирение.
В последнее десятилетие все чаще выявляются аллергические реакции, обусловленные приемом различных лекарственных средств (лекарственная аллергия). По разным данным медикаментозная аллергия составляет до 70 % побочных реакций, регистрируемых при лекарственной терапии. Любое лекарственное средство может вызвать аллергическую реакцию.
Параллельно с ростом общей частоты аллергических реакций различных степеней тяжести, увеличивается и частота анафилаксии, как наиболее тяжелой формы реакций гиперчувствительности. Анафилаксия может задействовать несколько систем организма и потенциально опасна для жизни в связи с возможностью развития анафилактического шока. При попадании в организм человека антигена и его взаимодействии с иммуноглобулином E, фиксированным в тканях, происходит высвобождение медиаторов, ответственных за множественные проявления, включая кожные, респираторные, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные симптомы. Иногда указанные изменения достигают такой степени выраженности, что диагностируется терминальное состояние именуемое анафилактическим шоком, летальность от которого составляет по данным разных авторов до 25 %.
Анафилактоидные реакции клинически могут быть неотличимы от анафилактических, но в них не участвуют антигенспецифические IgE–антитела.
1. Этиология, основные группы аллергенов
Общеизвестно, что наследуется не конкретное проявление аллергии, а предрасположенность к аллергическим реакциям и заболеваниям. При этом имеется повышенная иммунокомпетентность, в частности, повышенная функция лимфоидной системы, ответственной за клеточную (Т-система) и гуморальную реактивность – выработку иммуноглобулинов (В-система).
Анафилактический шок (АШ) и анафилактоидные реакции чаще всего осложняют лекарственную терапию, диагностические вмешательства, укусы пчел, ос и других перепончатокрылых. Частыми причинными факторами, вызывающими АШ, являются введение препаратов группы пенициллина, метамизола (анальгина), витаминов группы В, кокарбоксилазы, прокаина (новокаина), папаверина, иммунных сывороток, укусы перепончатокрылых.
Частота АШ велика и сохраняет тенденцию к росту.
Этиологическими факторами могут быть биологические экстракты и ферменты, содержащие различные примеси в виде высокомолекулярных компонентов, трудноотделимых от основного действующего лечебного начала. Анафилактические реакции описаны при использовании препаратов инсулина, препаратов гормонов гипофиза (передней доли – кортикотропин (АКТГ), задней доли – окситоцин, демокситоцин, питуитрин, десмопрессин, терлипрессин), препараты паращитовидной железы (паратиреоидин, кальцитонин), ферментных (трипсин кристаллический, химотрипсин кристаллический) и коферментных (кокарбоксилаза) препаратов, гепарина и других лекарственных средств.
Реже АШ возникает при использовании аллергенов для диагностики и лечения аллергических заболеваний, проведении курсов активной иммунизации бактериальными и вирусными вакцинами (противогриппозной, коклюшной, тифозной вакциной, столбнячным и дифтерийным анатоксином).
Описаны случаи анафилактических реакций на прием пищевых продуктов (рыбы, яиц, молока, орехов, моллюсков и т. д.).
Аллергические реакции, в частности АШ, могут быть вызваны ужалением медоносной пчелой, осой, шмелем, шершнем (чаще встречаются реакции на ужаление пчелами и на укусы осами и реже – на ужаление шмелями и шершнями. Более вероятно, что аллергическая активность связана с ферментами, гиалуронидазой и фосфолипазой А, составляющей 20 % твердой части яда.
Внедрение в медицинскую практику новых лекарственных средств, особенно на протяжении последних 20–30 лет, сопровождается постоянным ростом числа сообщений о случаях анафилактических реакций, вызванных небелковыми соединениями. Аллергическая реакция развивается чаще при применении лекарственных средств с высокой молекулярной массой и сложной химической структурой, возможно развитие аллергии на метаболиты лекарственных средств, которые также могут выступить в роли гаптенов. Реже аллергическая реакция возникает на лекарственные средства, химическая формула которых имеет стероидную структуру: глюкокортикоиды, сердечные гликозиды, антибиотики на основе стероидной структуры – фузиданы (фузидин-натрий).
Анафилаксия, вызванная физическим усилием, представляет собой синдром, при котором анафилаксия развивается вследствие интенсивных физических нагрузок. Выраженность симптомов может варьировать от легкой крапивницы до тяжелого отека гортани и гипотензии. В некоторых случаях употребление ряда пищевых продуктов, к которым у человека отмечается аллергия, является необходимым условием развития анафилаксии после физических нагрузок. Из пищевых продуктов наиболее частой причиной аллергии являются морепродукты, а иногда их употребление за 6 часов и менее до физических нагрузок может способствовать развитию анафилактической реакции. У большинства пациентов системные реакции на физические нагрузки носят интермиттирующий характер, несмотря на одинаковый характер физических нагрузок.
Идиопатическая анафилаксия диагностируется у пациентов с неустановленной внешней причиной анафилаксии. Патогенез идиопатической анафилаксии неизвестен.
Лекарственный анафилактический шок. В генезе приобретенной лекарственной аллергии определенное значение имеет то, что лекарственные средства обладают свойствами либо полноценных антигенов, либо гаптенов, образующих полноценные антигены при связывании с сывороточными или тканевыми белками организма. Во многих случаях антигенными свойствами обладают продукты метаболизма лекарств в организме.
Развитию медикаментозной сенсибилизации способствует повторное применение одних и тех же или близких по химической структуре и антигенным свойствам препаратов. В то же время известно, что аллергические реакции могут возникать у детей, ранее не лечившихся лекарствами, в результате проникновения последних в организм ребенка через плаценту, с молоком матери или пищевыми продуктами, которые на этапах сельскохозяйственного производства обрабатывались различными препаратами – это случаи так называемой скрытой сенсибилизации, которая может сохраняться всю жизнь. Сенсибилизация к лекарствам сохраняется, как правило, в течение длительного времени. Нередко она имеет поливалентный характер, т. е. аллергические реакции возникают у больного на разные препараты. Возможна перекрестная аллергия (повышенная склонность к аллергии на препараты группы пенициллина и антибиотики цефалоспоринового ряда наблюдается у больных грибковыми заболеваниями).
АШ может развиться после применения самых разнообразных лекарств, в том числе даже антигистаминных и кортикостероидных средств. Наиболее часто лекарственная аллергия и шок возникает при введении антибиотиков, прежде всего группы пенициллина, сывороток, вакцин, ферментных препаратов и других прививочных материалов, препаратов крови и ее компонентов, в том числе и гамма-глобулина, а также местных анестетиков из группы сложных эфиров (прокаин), диуретиков (маннит, гидрохлортиазид), аминофиллина (эуфиллина), ацетилсалициловой кислоты, сульфаниламидов, витаминов группы В и особенно при одновременном применении нескольких лекарственных средств.
