Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Налог на доходы физических лиц.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
784 Кб
Скачать
☆

Двойной детский вычет

По договоренности между родителями одному из них «детский» вычет может быть предоставлен в двойном размере, а другому не предоставляться. Для этого необходимо написать соответствующие заявления. Кроме этого, свое право на получение вычета в двойном размере придется подтверждать ежемесячно.

Родитель, отказавшийся от вычета, должен ежемесячно предоставлять справку о своих доходах, из которой должно быть видно, что они не превысили предельный размер дохода, дающего право на вычет, с начала года. Ведь в случае превышения он потеряет право на вычет, а родитель, в пользу которого был отказ, - лишается права на двойной вычет (письмо Минфина РФ от 22 июня 2016 г. № 03-04-05/36143).

Если у одного из родителей нет доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13% (например, он является индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН или ЕНВД), то передавать свое право на детский вычет другому родителю он не может (письмо ФНС России от 2 апреля 2013 г. № ЕД-3-3/1187@).

То же происходит и в случае, если мать ребенка находится в отпуске по уходу за ребенком, и ее единственный доход – это пособие по уходу за ребенком. В этом случае облагаемых НДФЛ доходов у нее нет вообще. Значит, нет и права на вычет НДФЛ. А если нет права на вычет, то и отказаться от него в пользу второго родителя - отца ребенка не получится (Письмо Минфина России от 20 апреля 2017 г. № 03-04-05/23946).

Двойной «детский» вычет предоставляют единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Родителя признают единственным в случае если второй родитель:

  • умер;

  • признан безвестно отсутствующим (письмо Минфина РФ от 13 апреля 2013 г. № 03-04-05/8-503;

  • объявлен умершим (письмо Минфина РФ от 2 ноября 2012 г. № 03-04-05/8-1246);

  • юридически не является отцом ребенка, т.е в свидетельстве о рождении отсутствует запись об отце (письмо Минфина РФ от 30 января 2013 г. № 03-04-05/8-77).

Нельзя предоставлять вычет в двойном размере, если брак между родителями официально не зарегистрирован, а в графе мать и отец свидетельства о рождении, указаны оба родителя (письмо Минфина РФ 29 января 2014 г. № 03-04-05/3300).

Размер вычета на ребенка-инвалида для единственного родителя также определяется путем сложения вычета по «количеству детей» и «по инвалидности» (Письмо Минфина России от 20 марта 2017 г. № 03-04-06/15803).

Единственному родителю вычет предоставляется в двойном размере (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). То есть удваивать следует ту сумму, которая является результатом сложения двух вычетов.

Пример. Определение суммы вычета единственному родителю на ребенка-инвалида

Сотрудница является одинокой матерью, имеет единственного ребенка-инвалида 10 лет. Сумма причитающегося ей вычета составит 26 800 руб. ((1 400 руб. + 12 000 руб.) x 2).

Последний месяц предоставления двойного вычета – месяц вступления в брак (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Так как обязанность по содержанию ребенка распределяется между родителем и его супругом (письмо Минфина РФ от 11 апреля 2013 г. № 03-04-05/8-372).

Пример. Детский вычет в двойном размере

Работник АО «Актив» Сомов не имеет права на стандартные налоговые вычеты в размере 3000 или 500 руб.

Сомов является единственным родителем ребенка в возрасте 4 лет, который находится на его обеспечении.

Следовательно, ему должен быть предоставлен налоговый вычет на содержание ребенка в двойном размере – 2800 руб. (1400 руб. × 2). Месячный оклад Сомова – 36 000 руб.

Сумма ежемесячных налоговых вычетов, на которые имеет право Сомов, составит:

1400 руб. × 2 = 2800 руб.

В январе-октябре ежемесячный доход работника, облагаемый налогом, составит:

36 000 руб. – 2800 руб. = 33 200 руб.

Доход Сомова превысит 350 000 руб. в октябре: 36 000 руб. × 10 мес. = 360 000 руб.

Следовательно, с октября по декабрь работнику не предоставляют вычет в размере 2800 руб. Начиная с октября ежемесячный доход Сомова, облагаемый налогом, составит 36 000 руб.

Как определить облагаемый доход, если работник имеет право на несколько вычетов

Если работник имеет право на несколько стандартных вычетов, размер которых составляет 3000 или 500 рублей, ему предоставляют максимальный из них.

Вычет на содержание детей в размере 1400 или 3000 рублей предоставляют независимо от того, пользуется работник другим вычетом или нет.

Пример. Предоставление стандартного налогового вычета (если работник имеет право на несколько вычетов)

Работник ООО «Пассив» А.Н. Иванов принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и является ветераном войны в Республике Афганистан. Кроме того, он содержит ребенка в возрасте 15 лет. Из положенных Иванову вычетов (3000 руб. или 500 руб.) следует выбрать наибольший, то есть вычет в размере 3000 руб.

Помимо этого работнику предоставляется налоговый вычет в размере 1400 руб. на содержание ребенка. Этот вычет применяется до тех пор, пока доход Иванова, полученный в течение года, не превысит 350 000 руб.

Месячный оклад Иванова – 36 000 руб.

Доход Иванова превысит 350 000 руб. в октябре:

36 000 руб. × 10 мес. = 360 000 руб.

Следовательно, начиная с этого месяца доход работника не уменьшается на вычет по содержанию ребенка в размере 1400 руб. С января по сентябрь Иванов имеет право ежемесячно получать вычеты в сумме:

3000 руб. + 1400 руб. = 4400 руб.

Ежемесячный доход Иванова, облагаемый налогом, составит:

36 000 руб. – 4400 руб. = 31 600 руб.

Начиная с октября Иванов сможет получать ежемесячно только один вычет — 3000 руб. С этого времени ежемесячный доход Иванова, облагаемый налогом, составит:

36 000 руб. – 3000 руб. = 33 000 руб.

ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА

Основанием для получения имущественного налогового вычета у налогового органа является декларация по НДФЛ. В большинстве случаев помимо декларации в налоговый орган необходимо представить подтверждающие право на вычет документы. При этом, некоторые налоговые вычеты можно получить как у работодателя, так и через налоговую инспекцию.

Исчисление и учет НДФЛ

При исчислении налога бухгалтеру необходимо:

  • определить сумму доходов, облагаемых налогом по специальным налоговым ставкам (13%, 15%, 30% и 35%);

Обратите внимание: с 1 января 2015 года ставка НДФЛ с дивидендов, которые получают налоговые резиденты, повышена до 13%. Напомним, ранее она составляла 9%. По-прежнему при расчете НДФЛ с дивидендов и НДФЛ с зарплаты бухгалтеру следует рассчитывать две разные налоговые базы.

  • определить сумму доходов, облагаемых по обычной ставке (13% ).

Сумма налога, подлежащая исчислению по специальным налоговым ставкам и перечислению в бюджет, определяется так:

Сумма налога, подлежащая исчислению по специальным налоговым ставкам

=

Облагаемый доход, облагаемых по ставке 15%, 30% или 35%

х

Соответствующая ставка налога

Дивиденды, полученные резидентом, рассчитывают по ставке 13% с применением формулы, указанной в пункте 2 статьи 275 Налогового кодекса.

Сумма налога, подлежащая исчислению по обычной налоговой ставке и перечислению в бюджет, определяется так:

Сумма налога, подлежащая исчислению по ставке 13%

=

Общая сумма доходов - Сумма доходов, облагаемых по специальным налоговым ставкам - Сумма доходов, не облагаемых налогом - Налоговые вычеты

х

13%

Общая сумма налога, подлежащая удержанию из доходов работника, определяется так:

Сумма налога, подлежащая удержанию из доходов работника

=

Сумма налога, подлежащая исчислению по специальным налоговым ставкам

+

Сумма налога, подлежащая исчислению по ставке 13%

В соответствии с трудовым законодательством общий размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% зарплаты (ч. 1 ст. 138 ТК РФ).

Согласно Налоговому кодексу, удерживаемая из доходов работника сумма НДФЛ не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ). Исчисленная сумма налога удерживается налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. С 1 января 2016 года указанное ограничение действует в двух случаях: при выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды. Это установлено Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 113-ФЗ.

В связи с этим Минфин выпустил разъяснение, что поскольку награждение сотрудника денежным призом под эти две ситуации не подпадает, при удержании НДФЛ со стоимости приза ограничение в виде 50% от суммы выплачиваемого дохода не применяется (письмо Минфина России от 18 июля 2016 г. № 03-04-05/42063).

Как учесть налог на доходы физических лиц

Начисление налога на доходы физических лиц отразите с помощью одной из следующих проводок (в зависимости от ситуации):

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

– удержан налог на доходы с сумм, выплаченных работникам вашей организации;

ДЕБЕТ 75-2 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

– удержан налог на доходы с сумм дивидендов, выплаченных учредителям (участникам), если они не являются работниками вашей организации;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

– удержан налог на доходы с сумм, выплаченных физическим лицам, если они не являются работниками вашей организации.

Особенности определения суммы дохода, облагаемого налогом

Порядок налогообложения доходов работника зависит от того, в какой форме он их получает:

  • в денежной;

  • в натуральной;

  • в виде материальной выгоды.

Доход выплачивается в денежной форме

Если работник получил доход деньгами, то сумму, выплаченную работнику, умножают на соответствующую налоговую ставку, за исключением ставки 13%, доход по которой рассчитывают по формуле, указанной в пункте 5 статьи 275 Налогового кодекса.

Доход работника должен быть уменьшен на сумму необлагаемых доходов и на стандартные налоговые вычеты.

Пример. Выплата дохода в денежной форме

В марте работнику АО «Актив» С.С. Петрову были выплачены:

  • заработная плата за февраль в сумме 8800 руб.;

  • премия, предусмотренная Положением о премировании «Актива», в сумме 2500 руб.;

  • материальная помощь в связи со смертью члена семьи в сумме 6000 руб. (налогом не облагается).

Петров не имеет права на стандартные налоговые вычеты.

Для упрощения примера порядок начисления взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС и взноса на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не приводим.

Общая сумма доходов Петрова составит:

8800 руб. + 6000 руб. + 2500 руб. = 17 300 руб.

Сумма налога, исчисленная по обычной налоговой ставке (13%), составит:

(17 300 руб. – 6000 руб.) × 13% = 1469 руб.

Общая сумма налога, которая подлежит удержанию из дохода Петрова, составит 1469 руб.

В марте текущего года Петрову должно быть выплачено:

17 300 руб. – 1469 руб. = 15 831 руб.

Бухгалтеру «Актива» следует сделать записи:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70

– 8800 руб. – начислена заработная плата за февраль;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70

– 2500 руб. – начислена премия;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 70

– 6000 руб. – начислена материальная помощь;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

– 1469 руб. – удержан налог на доходы с заработной платы и суммы премии;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 50-1

– 15 831 руб. (8800 + 2500 + 6000 – 1469) – выплачены из кассы заработная плата за февраль, материальная помощь, премия.

Доход выплачивается в неденежной форме

Труд работника по его письменному заявлению можно оплачивать в неденежной (натуральной) форме, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором. Доля "натуральной" заработной платы не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы (ст. 131 ТК РФ).

Примеры такой оплаты: платежи за коммунальные услуги, оплата питания, отдыха, обучения работника. В счет зарплаты можно выдавать собственную продукцию или оказывать услуги (ст. 211 ТК РФ).

Доход работника в натуральной форме - это стоимость переданных в счет зарплаты товаров, которая включает налог на добавленную стоимость (акциз). Если работник часть продукции оплатил, то эта сумма не облагается налогом. При налогообложении прибыли в расходах на оплату труда в неденежной форме также можно учесть не более 20% от месячного заработка сотрудника, включая премии, доплаты и надбавки (письмо Минфина РФ от 6 сентября 2013 г. №  03-03-06/2/36774).

Обратите внимание! Передача работникам имущества приравнена к его реализации, поэтому стоимость переданной продукции облагается НДС и исчисляется по рыночной цене (п. 2 ст. 154 НК РФ). Доход, полученный организацией от передачи имущества работникам, облагают налогом на прибыль в общем порядке. При этом одновременно в расходах учитывается себестоимость переданных работнику товаров.

Работник и работодатель не относятся к взаимозависимым лицам (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Их взаимозависимость без специальных к тому оснований не может установить даже суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ, п. 3.3 Определения Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 441-О). Кроме того, сделка между ними не попадает в категорию контролируемых по суммовым критериям (ст. 105.14  НК РФ). Поэтому ее налогообложение бухгалтер произведет исходя из договорной цены (абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

С 2012 г. в такой ситуации доначислить НДС, налог на прибыль и НДФЛ исходя из рыночной цены сделки налоговые органы не вправе (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).