Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК УВСО.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1 Мб
Скачать
☆

7. Порядок расчета среднего заработка для оплаты ежегодных отпусков

В соответствии с новым Трудовым кодексом продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях.

Продолжительность основного минимального отпуска не может быть менее 21 календарного дня. Установлен основной удлиненный отпуск преподавателям, научным работникам - от 28 до 56 календарных дней, работникам моложе 18 лет - 30 календарных дней и др.(статья 156).

Могут предоставляться дополнительные отпуска:

Фдля работников с вредными условиями труда - от 7 до 41 календарного дня;

Фдля работников с ненормированным рабочим днем - до 14 календарных дней;

Фза продолжительность стажа в одной организации - до 40 календарных дней.

Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за первый рабочий год предоставляются не ранее, чем через шесть месяцев работы у нанимателя, кроме отдельных категорий работников: получивших путевку для санаторно-курортного лечения, участникам Великой Отечественной войны, женщинам перед отпуском по беременности, лицам моложе 18 лет и другим (статья 166).

Очередность отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, оформляется приказом об отпуске.

Наниматель обязан выплатить средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за 2 дня до начала отпуска. Предприятия имеют право создавать резерв на отпуск (счет 89).

Оплата ежегодного отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, учебного отпуска производится исходя из средней однодневной заработной платы, исчисленной за 12 календарных месяцев (1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу начала отпуска или увольнения работника независимо от того, предоставляется отпуск (начисляется компенсация) за один год или за два последних года.

Заработок за 12 месяцев надо разделить на 12. Полученный среднемесячный заработок делят на 29,7 дней. Затем средний дневной заработок надо умножать на число календарных дней основного и дополнительного отпусков (это правило действует с 15 мая 2000 года). Если работник проработал на предприятии менее 1 года, то средний заработок определяется за фактически проработанные полные месяцы. Когда в числе 12 месяцев имеют место месяцы с неполным заработком, эти месяцы исключаются из подсчета.

Государственные праздники и праздничные дни, не совпадающие с воскресными днями оплате не подлежат, на их число увеличивается ежегодный отпуск.

В соответствии с приложением к постановлению Министерства труда РБ от 10.04.2000г.№47 почти все выплаты учитываются при подсчете среднего заработка, кроме следующих выплат:

♦ стоимости спецодежды и спецобуви;

♦ командировочные расходы (суточные, проездные, квартирные);

♦ материальная помощь;

♦ пособие по уходу за детьми;

♦ пособие в случае причиненного увечья или иного повреждения здоровья работника;

♦ социальные льготы работникам (удешевление питания, стипендии студентам, единовременные пособия уходящим на пенсию и другие);

♦ единовременные премии к юбилейным датам;

♦ выдача помощи на строительство жилья и т.д.(всего 39 выплат).

Если в расчетном 12-месячном периоде имело место повышение тарифных ставок и окладов, то исчисление заработка за данным период производится с применением поправочных коэффициентов, исчисленных пропорционально росту тарифной ставки (оклада), установленной в месяце, за который осуществляются такие выплаты, по соответствующей профессионально-квалификационной группе. В таблице 2 приведен пример использования поправочных коэффициентов, определения сумм заработка за расчетный период и отпуск.