Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
политика доходов.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
109 Кб
Скачать
☆

8.9. Накопительная часть трудовой пенсии

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т, (8.7)

где НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии. При назначении пенсии в 2010 году - 192 месяца.

8.10. Порядок расчета трудовой пенсии по старости

1. Определяется страховая часть трудовой пенсии по старости (СЧ), для этого:

- определяется расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002;

- определяется сумма валоризации;

- определяется сумма страховых взносов и иных поступлений в Пен­сионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01.01.2002;

2. Определяется накопительная часть трудовой пенсии.

9. Расчет пособий по социальному страхованию граждан рф

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

При расчете пособия по временной нетрудоспособности, по беременно­сти и родам, а также по уходу за ребенком необходимо руководствоваться

следующими документами:

- Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном со­циальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ);

- Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (в ред. По­становления Правительства РФ от 19.10.2009 № 839). В этом документе ут­верждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по вре­менной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного посо­бия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному соци­альному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение о расчете пособий);

- Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского стра­хования» (далее - Закон № 212-ФЗ);

Закон № 255-ФЗ;

- регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с мате­ринством;

. - определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхо­ванию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социаль­ного страхования на. случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- определяет виды предоставляемого застрахованным лицам обязатель­ного страхового обеспечения;

- определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному соци­альному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудо­способности и в связи с материнством осуществляется страховщиком —-Фондом социального страхования Российской Федерации. Фонд социально­го страхования и его территориальные органы составляют единую центра­лизованную систему органов управления средствами обязательного соци­ального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 2.2 Закона № 255-ФЗ).

Страхователи

Страхователи - это лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 2.1 Закона № 255» ФЗ). К страхователям относятся:

- организации;

- индивидуальные предприниматели (в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств);

- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринима­телями;

- адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не при­знаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, и иные лица, занимающиеся частной практикой), добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспо­собности и в связи с материнством (ч. 2 ст. 2.1 Закона № 255-ФЗ).

Страхователи обязаны осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотрен­ных Законом (ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ).

Страховое обеспечение

Страховое обеспечение - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом. Оно заключается в выплате пособий при наступлении страхового случая (п. 3 ч. 1 ст. 1.2 Закона№ 255-ФЗ).

К видам страхового обеспечения по обязательному социальному стра­хованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнст­вом относятся следующие выплаты (ч. 1 ст. 1.4 Закона № 255-ФЗ):

- пособие по временной нетрудоспособности;

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицин­ских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка. Правила его назна­чения и выплаты определены в Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- социальное пособие на погребение. Данный вид пособия назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Застрахованные лица

Застрахованные лица - это лица, подлежащие обязательному социаль­ному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ).

Обязательному социальному страхованию на случай временной нетру­доспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, а также

постоянно или временно проживающие на территории РФ и лица без граж­данства, работающие по трудовым договорам, государственные, граждан­ские и муниципальные служащие, (рис. 9.1).

Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:

- временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений за­страхованным лицом в связи с наступлением страхового случая;

- дополнительные расходы застрахованного лица иди членов его семьи в связи с наступлением страхового случая (ч. 1 ст. 1.3 Закона № 255-ФЗ).

Страховые случаи по обязательному социальному страхованию ч. 2 ст. 1.3 Закона № 255-ФЗ (рис. 9.2).

Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда со­циального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя.

Пособие по временной нетрудоспособности в случае утраты работоспо­собности, в следствие заболевания или травмы выплачивается:

1) застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добро­вольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному стра­хованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнст­вом) за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств стра­хователя, за остальной период, начиная с 3-го дня временной нетрудо­способности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Рос­сийской Федерации;

2) застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудо­способности и в связи с материнством - за счет средств бюджета Фонда со­циального страхования Российской Федерации с 1-го дня временной нетру­доспособности.

Пособие по временной нетрудоспособности в случаях, необходимости осуществления ухода за больным членом семьи; карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошко­льное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в уст порядке недееспособным

ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ, ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ПОСОБИЕ

ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ

Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуще­ствляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) за­страхованного лица.

Если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страховате­лем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору за­страхованного лица.

Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие за­болевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхова­телем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности).

Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности

Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспо­собности осуществляется в случаях;

1) утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы;

2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

3) карантина застрахованного лица, карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или каранти­на другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспо­собным;

4) осуществления протезирования по медицинским показаниям в ста­ционарном специализированном учреждении;

5) долечивания в санаторно-курортных учреждениях, непосредственно после стационарного лечения.

Условия и продолжительность выплаты пособия но временной нетрудоспособности

Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособно­сти вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности).

При долечивании в санаторно-курортном учреждении непосредственно после стационарного лечения пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за период пребывания в санаторно-курортном учреждении, но не более чем за 24 календарных дня (за исключением заболевания тубер­кулезом).

Застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвали­дом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболева­ния туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пя­ти месяцев в календарном году. При заболевании указанных лиц туберкуле­зом пособие ло временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности или до дня пересмотра группы инвалид­ности вследствие заболевания туберкулезом.

Застрахованному лицу, заключившему срочный трудовой договор (сроч­ный служебный контракт) на срок до шести месяцев, а также застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили в период со дня заключе­ния трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной не­трудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивает­ся не более чем за 75 календарных дней по этому договору.

При заболевании туберкулезом пособие по временной нетрудоспособ­ности выплачивается до дня восстановления трудоспособности (установле­ния инвалидности). При этом застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие но временной нетрудоспособности выпла­чивается со дня, с которого работник должен был приступить к работе.

Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осу­ществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахован­ному лицу:

- в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет - за весь нерп-од амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 кален­дарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

- в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - за пе­риод до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

- в случае ухода за больным ребенком-инвалидом а возрасте до 15 лет -за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ре­бенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не бо­лее чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода

за этим ребенком;

- в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, являющим­ся ВИЧ-инфицированным, при болезни, связанной с поствакцинальным ос­ложнением, при злокачественных новообразованиях, включая злокачествен­ные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении;

- в остальных случаях ухода за больным членом семьи при амбулатор­ном лечении - не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю за­болевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.

Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выпла­чивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином. Если карантину подлежат дети в возрасте до 7 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения, или другие члены семьи, признанные в установленном порядке недееспо­собными, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застра­хованному лицу (одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи) за весь период карантина.

Пособие по временной нетрудоспособности в случае осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализиро-ияншш учреждении выплачивается застрахованному лицу за весь период

освобождения от работы по этой причине, включая время проезда к месту протезирования и обратно.

Основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности

- нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;

- неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначен­ный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экс­пертизы;

- заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, нар­котического, токсического опьянения, или действий, связанных с таким опь­янением.

Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности

не назначается. Основания для отказа в назначении пособия

ив временной нетрудоспособности

Пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахо­ванному лицу:

1) за период освобождения работника от работы с полным или частич­ным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты тру­доспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;

2) за период отстранения от работы в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработ­ная плата;

3) за период заключения или административного ареста;

4) за период проведения судебно-медицинской экспертизы, Основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия

по временной нетрудоспособности являются: наступление временной не­трудоспособности в результате установленного судом умышленного причи­нения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки само­убийства, или вследствие совершения умышленного преступления.

Размер пособия по временной нетрудоспособности

Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособно­сти вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно- курортных учрежде­ниях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в сле­дующем размере:

1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, -

100 процентов среднего заработка;

2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, -

80 процентов среднего заработка;

3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 про­центов среднего заработка.

Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособ­ности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60 процентов среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после пре­кращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятель­ности, в течение которой они подлежат обязательному социальному стра­хованию.

Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуще­ствления ухода за больным ребенком выплачивается:

- при амбулаторном лечении ребенка - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица за последующие дни в размере 50 процентов

среднего заработка;

- при стационарном лечении ребенка - в размере, определяемом в за­висимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица.

Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуще­ствления ухода за больным членом семьи при его амбулаторном лечении, за исключением случаев ухода за больным ребенком а возрасте до 15 лет, вы­плачивается в размере, определяемом в зависимости от страхового стажа застрахованного лица

РАСЧЕТ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

Шаг 1. Определяем расчетный период

Т

Шаг 2. Определяем сумму выплат, учитываемых при расчете среднего заработка

Шаг 3. Определяем сумму среднего дневного заработка

Шаг 4. Определяем размер дневного пособия

А. Определяем предельную величину

среднего дневного заработка (415 000 руб. : 365 дн. - 1136,99 руб.)

Б. Сравниваем средний дневной заработок

работника с предельной величиной

среднего дневного заработка (1136,99 руб.)

и выбираем меньшее значение

В. Определяем сумму дневного пособия-средний дневной заработок корректируем зависимости от страхового стажа работника

Шаг 5. Рассчитываем общий размер пособия - сумму дневного

пособия умножаем на количество календарных дней временной

нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам

Рис. 9.3. Алгоритм расчета пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам

АЛГОРИТМ РАСЧЕТА ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДО­СПОСОБНОСТИ И ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

ШАГ 1. Определяем расчетный период /У

Расчетный период - это последние }& календарных месяцев работы (службы, иной деятельности), предшествующих месяцу наступления вре­менной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (п. I ст. 14

Закона N 255-ФЗ).

Если сотрудник уволился, а затем вновь поступил на работу в ту же ор­ганизацию, отсчет начала расчетного периода производится с момента по­вторного поступления на работу.

При реорганизации предприятия без увольнения работников расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя. ШАГ 2. Определяем сумму выплат, учитываемых при расчете среднего

заработка

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка, (п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

В средний заработок, исходя из которого начисляются пособия, вклю­чаются все выплаты и вознаграждения в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС России в соответствии с Законом № 212-ФЗ (ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

В базу для начисления страховых взносов в ФСС России входят выпла­ты и вознаграждения по трудовым договорам (ч.1 ст.7, ч.1 ст. 8 Закона

№ 212-ФЗ)

Страховые взносы не начисляются:

1) если выплаты и вознаграждения не являются объектами обложения страховыми взносами (ч.З и 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ),

Не являются объектами обложения страховыми взносами в ФСС России выплаты и вознаграждения;

~ по любым договорам гражданско-правового характера;

- иностранным гражданам и лицам без гражданства но трудовым дого­ворам, заключенным с Российской организацией для работы в её обособ­ленном подразделении, за границей РФ.

2) выплаты и вознаграждения входят 8 список необлагаемых выплат (ст. 9 Закона № 212-ФЗ). В частности, к ним относятся государственные по­собия, законодательно установленные компенсации.

При определении среднего заработка из расчетного периода исключа­ются следующие периоды, а также начисленные за эти периоды суммы:

- периоды сохранения за работником среднего заработка в соответст­вии с законодательством РФ, Например, отпуск, командировка;

- временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

- простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от ра­ботодателя и работников.

Таблица 9. ]

ШАГ 3. Определяем сумму среднего дневного заработка

Для определения суммы среднего дневного заработка, сумму фактиче­ского заработка нужно разделить на количество календарных дней расчет-

•С V

ного периода. Если расчетный период {24календарных месяцев) был отра­ботан полностью, то количество календарных дней, учитываемых при рас­чете среднего дневного заработка, равно 730

ШАГ 4, Определяем размер дневного пособия

ШАГ 4. А. Определяем предельную величину среднего дневного заработка

При расчете пособия по временной нетрудоспособности, по беремен­ности и родам и по уходу за ребенком нужно учитывать их предельные размеры, которые зависят от предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ. В 2010 году она составит 415 000 руб., в дальнейшем будет ежегодно индексироваться (ч, 4 и 5 ст, 8 Закона №212-ФЗ).

Находим средний дневной заработок исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ.

412000руб. : 365 дн=1202,74руб

'/•Л? 000* №$/%$>-*&&?,$$>

ШАГ 4. Б. Сравниваем средний дневной заработок работника с предельной величиной среднего дневного заработка (1 202,74руб.) и выбираем меньшее значение.

ШАГ 4. В. Определяем сумму дневного пособия

Определяем размер дневного пособия исходя из страхового стажа ра­ботника. Для этого средний дневной заработок (см, ШАГ 4.Б) умножаем на 60, 80 или 100% в зависимости от страхового стажа работника, (ч. 1 ст. 7 ич. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ)

Таблица 9.2

Размер пособия в зависимости от страхового стажа

до 6 мес - В размере, не превышающем МРОТ

От шести месяцев до 5 лет-60%

от5-8 -80%

8 лет и более-100% среднего заработка

ШАГ 5. Рассчитываем общую сумму пособия

Суму дневного пособия умножаем на количество календарных дней

временной нетрудоспособности.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обраще­ние за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, каран­тина, протезирования и долечивания.

ПОСОБИЕ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной жен­щине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжи­тельностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов. Размер пособия- 100 процентов среднего заработка. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести ме­сяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не пре­вышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом с учетом районных коэффи­циентов.

Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним доследовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по бере­менности и родам.

ПОСОБИЯ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ

Среди пособий, положенных гражданам, выделяем те, которые выпла­чивает работодатель:

1) единовременное пособие женщина, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (ст.9 Закона № 81-ФЗ);

2) единовременное пособие при рождении ребенка (ст. 11 № 81 -ФЗ);

3) ежемесячное пособие по уходу за ребенком (ст. 13 Закона № 13-ФЗ).

*ы-Г

Размеры «детских» пособий в 2010 году

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахо­ванным лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находя­щимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять за ребенком.

Если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими ли­цами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком пре­доставляется одному из них.

Застрахованному лицу, занятому у нескольких страхователей, ежеме­сячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхо­вателем по одному месту работы (службы, иной деятельности) застрахован­ного лица.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обраще­ние за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребен­ком возраста полутора лет.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% от среднего заработка застрахованного лица за последние 12 календар­ных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. Размер пособия не может быть выше предельного размера и не ниже минимального размера этого пособия (ст.15 Федерального закона от 19.05,95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон № 81-ФЗ); п. 1 ст. 11.2; п. 5.1 и 5.2 ст. 14 Федерально­го закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

В 2010 г. минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком -2060,41 руб, за календарный месяц, по уходу за вторым и последующими детьми - 4120,82 руб. Эти величины корректируются на районный коэффи­циент.

Предельный размер пособия по уходу за ребенком с 1 января 2010 года

зависит от предельной величины среднего месячного заработка. Он опреде­ляется путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России на день наступления страхового случая на 12 (п. 5.1

ст. 14 Закона Ко 255-ФЗ).

Предельная величина базы в 2010 году - 415 000 руб. (п. 4 ст. 8 Феде­рального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, далее - Закон № 212-ФЗ).

415 000 руб. : 12 мес, - 34 583,33 руб. - предельная величина среднего

месячного заработка.

34 583,33 руб. х 40% = 13 833,33 руб.

Предельный размер пособия по уходу за ребенком в 2010 г. составляет 13 833,33 руб. за календарный месяц. Эта величина не корректируется на районный коэффициент,

В случае ухода ча двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лот исчисленный размер ежемесячного пособия по уходу за ребен­ком суммируется. Суммированный размер пособия не может превышать 100 процентов среднего заработка застрахованного лица.

Шаг 1. Определяем расчётный период

Шаг 2. Определяем сумму выплат, учитываемых в расчёте среднего заработка

Шаг 3. Определяем сумму среднего дневного заработка-

сумму выплат, учитываемых в расчётном периоде, делим на

количество календарных дней расчётного периода,

включаемых в расчёт

Шаг 4. Определяем средний месячный заработок- сумму среднего дневного заработка работника умножаем на 30,4

Шаг 5. Определяем предельную величину среднего месячного заработка. (415 000 руб. : 12 мес. = 34 583* 33 руб.)

^ ../А'Ль х-Зу Ж* /ч _, У-7 -Т ; ___________________

• " "г '---

Шаг 6. Сравниваем величины из пунктов 4 и 5 и выбираем

меньшую из них

Шаг 7. Определяем сумму пособия (40 % среднего заработка) -

сумму из п. 6 умножаем на 40 %. Размер ежемесячного пособия по

уходу за ребёнком не может превышать 13 833, 33 руб.

(34 583, 33 х 40 %) за календарный месяц

Шаг 8. Сравниваем с минимальными размерами пособия и выбираем большее значение

Рис. 9.4. Алгоритм расчета ежемесячного пособия по уходу за ребёнком (для случаев выплаты пособия за полный календарный месяц)

Приложение 1

ИНСТРУКЦИЯ

о составе фонда заработной платы и выплат социального

характера при заполнении организациями форм федерального

государственного статистического наблюдения (извлечение)