Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Chelysheva_polny_dokument.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
646 Кб
Скачать
☆

25. Характеристика взносов во внебюджетные фонды, их назначение и сущность. База для начисления страховых взносов.

Одним из источников формирования государственных внебюджетных социальных фондов являются страховые взносы.

Под страховыми взносами в государственные внебюджетные социальные фонды понимаются обязательные платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами в соответствующие фонды в порядке и размерах, установленных правовыми актами.

Экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды проявляется в том, что они являются элементами расходов организации по воспроизводству трудовых, материальных, природных ресурсов, используемых предприятиями, которые отражаются в издержках.

Обязательные страховые взносы начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС).

Существует четыре вида страховых взносов:

  • пенсионные взносы (взносы в ПФР) - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Они делятся на две части: взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии;

  • медицинские страховые взносы (взносы в ФФОМС) - это необходимые платежи, направленные на осуществление прав застрахованного субъекта на получение страхового обеспечения;

  • взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия;

  • взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - обязательные платежи, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Плательщики, такие как ИП, адвокаты, нотариусы и другие, не производящие выплаты работникам, уплачивают взносы за себя только в ПФР и ФФОМС, а в ФСС – добровольно.

Плательщики, такие как ИП, адвокаты, нотариусы и другие платят исходя из стоимости страхового года, т.е. суммы денежных средств, которая должна поступить за застрахованное лицо в бюджет в течение года для предоставления ему страхового обеспечения.

Стоимость страхового года = МРОТ * Тариф * 12 мес.

Объект обложения страховыми взносами - выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и т.д.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов также являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года.

Если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого календарного года, расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Сроки представления отчетности

С 1 января 2015 года сроки зависят от способа представления отчетности:

  • в ПФР — не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, если расчет представляется «на бумаге»; не позднее 20-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, если представляется электронная отчетность;

  • в ФСС РФ — «на бумаге» не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в электронном виде — не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Контроль за правильностью исчисления страховых взносов осуществляет:

  • Пенсионный фонд РФ – в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

  • Фонд социального страхования РФ - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

База для начисления страховых взносов - сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.

С 2015 года базы для начисления страховых взносов в ПФР и ФСС РФ будут разными и составят:

в ПФР — 711 000рублей;

в ФСС РФ (взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) – 670 000 рублей.

Страховые взносы в ПФР с сумм, которые превышают 711 000 руб., нужно исчислять по тарифу 10 процентов.

Страховые взносы в ФФОМС уплачиваются со всех выплат в пользу работников. Предельная база для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование отменена.

Тарифы страховых взносов:

ПФР (до 711 000) – 22 %

ФСС (до 670 000) – 2,9 %

ФФОМС (не установлена предельная база) – 5,1 %

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]