- •А.Б.Елькин, к.Н.Тишков управление безопасностью труда
- •Содержание
- •Введение
- •Понятие и структура управления
- •Понятие управления
- •1.2. Структура целей управления безопасностью труда
- •. Система управления безопасностью труда
- •2. Основы трудового права
- •2.2. Источники права в области охраны труда
- •2.3. Основные принципы правового регулирования
- •Предельные нормы перемещения тяжестей для лиц моложе 18 лет
- •Правовые основы охраны труда
- •Основные направления государственной политики в области охраны труда
- •Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников
- •3.3. Нормативные правовые акты по охране труда
- •Виды нормативных правовых актов по охране труда
- •3.4. Государственное управление охраной труда
- •Управление охраной труда в Нижегородской области
- •3.6. Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда
- •Внутриведомственный государственный надзор осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов рф и органы местного самоуправления.
- •Государственный надзор за безопасным ведением работ
- •Защита трудовых прав профессиональными союзами
- •3.9. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- •Организация расследования и учета несчастных случаев
- •Требования безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов
- •4.1. Классификация опасных производственных объектов
- •4.2. Обязанности организации по обеспечению промышленной безопасности
- •4.3. Экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов
- •4.4. Декларация промышленной безопасности
- •4.5. Страхование ответственности опасных производственных объектов
- •4.6. Производственный контроль за соблюдением требований
- •Техническое расследование аварий на опасных производственных объектах
- •5. Управление охраной труда в организациях
- •Модель системы управления охраной труда
- •5.2. Нормативная численность работников службы охраны труда
- •Расчет нормативной численности работников службы охраны труда в организации
- •5.3. Административно-производственный контроль
- •Планирование мероприятий по охране труда
- •Соглашение по охране труда
- •Документация и отчетность по охране труда
- •6. Организация обучения по охране труда
- •Обучение руководителей и специалистов
- •6.2. Специальное обучение работников рабочих профессий
- •Инструктаж по охране труда
- •Разработка инструкций по охране труда
- •7. Организация работы с вредными условиями труда
- •7.1. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
- •Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда
- •Дополнительный отпуск
- •Сокращенный рабочий день
- •Доплата за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда
- •Льготные пенсии
- •Молоко или другие равноценные пищевые продукты, выдаваемые работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, бесплатно по установленным нормам
- •Предоставление работникам бесплатного лечебно-профилактического питания
- •7.3. Средства индивидуальной защиты работников
- •Библиографический список
2.3. Основные принципы правового регулирования
трудовых отношений
В соответствии с нормами международного права, Конституцией РФ (ст. 37) и ТК РФ (ст. 2) признаются:
свобода труда, право на труд, который каждый свободно выбирает, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
право на объединение в профсоюзы;
на участие в работе по управлению организацией;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
социальное партнерство;
обязательное возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников и др.
Трудовой договор
В соответствии с ТК РФ ( ст.16) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора.
Трудовой договор заключается в результате:
избрания на должность (выборы);
избрания по конкурсу на замещение должности;
назначения на должность или утверждения в должности;
направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;
судебного решения о заключении трудового договора.
Фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя, независимо от того, был ли трудовой договор оформлен, озна-чает возникновение трудовых отношений.
Трудовой договор это гарантия прав работников. Он заключается между работодателем и работником на выполнение определенных функций за определенное вознаграждение.
Трудовой договор (ст.67)заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у рабо-тодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно под-тверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней.
В трудовом договоре (ст.57) отражаются обязательные условия: место работы; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкрет-ный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы и срок; условия оплаты труда работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты; режим рабочего времени и времени отдыха; компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы; условие об обязательном социальном страховании работника.
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленными нормами трудового права, в частности: об уточнении места работы и о рабочем месте; об испытании; о неразглашении коммерческой тайны и др.
Испытательный срок устанавливается продолжительностью до трех месяцев (по согласованию с профсоюзом допускается 6 месяцев). Если срок истек, а работник продолжает работу, то считается, что он выдержал ис-пытания.
Трудовой договор заключается (ст.58) на неопределенный срок, либо на определенный срок (не более пяти лет). Если не оговорен срок действия договора, то он считается заключенным на неопределенный срок.
Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязан-ностей со дня, установленного трудовым договором. Если день начала работы не определен, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Если работник не приступил к работе в день начала работы, то работодатель имеет право аннулировать данный договор.
Прием на работу (ст.68) оформляется приказом работодателя, который объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.
При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
Основаниями прекращения трудового договора являются (ст.77):
соглашение сторон;
истечение срока;
расторжение трудового договора по инициативе работника или работодателя;
перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу(должность);
отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности организации либо ее реорганизацией;
отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора;
отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем;
отказ работника от перевода на другую работу в соответствии с медицинским заключением либо отсутствием у работодателя соответствующей работы.
Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами.
Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели.
Работодатель обязан выдать трудовую книжку в день увольнения, а копии любых документов в трехдневный срок по заявлению работника.
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;
сокращения численности или штата работников организации, индиви-дуального предпринимателя;
несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);
неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей;
прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня, независимо от его продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня;
появление работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсичного опьянения;
совершения по месту работы хищения чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения;
за разглашение охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника;
установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;
в других случаях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами.
Нельзя увольнять работника в период отпуска и при временной нетрудоспособности.
Работодатель обязан отстранить от работы (ст.76):
появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
не прошедшего обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
по медицинскому заключению о противопоказаниях для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Трудовой договор заключается с возраста 16 лет, допускается с 15 лет при получении общего образования, с 14 лет – при согласии родителей в сво-бодное от учебы время для легкого труда.
Для заключения трудового договора необходимы документы: паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство, военный билет, документ об об-разовании. До 18 лет требуется обязательное медицинское освидетель-ствование.
Режим труда и отдыха
Согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников:
в возрасте до 16 лет – не более 24 ч в неделю;
являющихся инвалидов I или II группы, – не более 35 ч в неделю;
в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 ч в неделю;
для занятых на работах с вредными или опасными условиями труда – не более 36 ч в неделю;
педагогических работников – не более 36 ч в неделю (ст. 333);
медицинских работников – не более 39 ч в неделю (ст. 350).
По соглашению между работником и работодателем может устанавливаться неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работников производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. При этом продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисление трудового стажа не имеет каких-либо ограничений.
Работа по совместительству разрешается не более 4 ч в день или 16 ч в неделю. Сверхурочная работа допускается с письменного согласия работника не более 4 ч два дня подряд и не более 120 ч в год в связи с производственной необходимостью. Работодатель должен вести учет времени сверхурочной работы.
Ненормированный рабочий день (ст.101) - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Отдых регламентирован ст. 106-128 ТК РФ.
Предусмотрено несколько видов отдыха:
перерывы для питания не более двух часов, но не менее 30 мин, которые в рабочее время не включаются;
перерывы для обогрева и отдыха на отдельных видах работ, включаются в рабочее время (грузчики, строители в холодное время);
ежедневный (междусменный) отдых;
выходные дни (еженедельный отдых) не менее 42 ч, работа в выходные дни запрещается (допускается в исключительных случаях при стихийном бедствии, несчастном случае и неотложных работах по письменному распоряжению администрации), работа в выходные дни компенсируется – день отдыха или двойная оплата труда;
нерабочие праздничные дни;
ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями: имеющим особый характер работы; работникам с ненормированным рабочим днем; работающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Для подавляющего большинства работников дополнительный отпуск установлен продолжительностью 6 и 12 рабочих дней, для отдельных категорий работников- 18, 30, 36 рабочих дней.
Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.
Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.
Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее двух недель до наступления календарного года. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее двух недель до его начала.
По соглашению между работником и работодателем ежегодный опла-чиваемый отпуск может быть разделен на части, при этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
Социальное партнерство в сфере труда
Системой взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления является социальное партнерство, направленное на обеспечение согласования их интересов по вопросам трудовых отношений.
Основными принципами социального партнерства являются:
равенство сторон;
движение и учет интересов сторон;
добровольность принятия обязательств;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
ответственность за невыполнение обязательств;
соблюдение сторонами законодательства.
Социальное партнерство осуществляется в форме:
коллективных переговоров по подготовке коллективных договоров;
соглашений и их заключения;
в форме взаимных консультаций по вопросам трудовых отношений;
в форме участия работников, их представителей в управлении организацией;
в форме участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профсоюзы, представители, избираемые работниками (уполномоченные). Они представляют интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении коллективного договора, контроле за его выпол-нением, рассмотрении трудовых споров.
Работники, не являющиеся членами профсоюзов, имеют право уполномочить первичную профсоюзную организацию представлять их ин-тересы. При отсутствии профсоюзной организации – поручить представлять свои интересы иному представителю.
Работодатель обязан создавать условия для деятельности представителей работников. Наиболее ярким примером непосредственного участия работников в установлении условий труда и управлении организацией является обсуждение и одобрение на общих собраниях коллектива проекта коллективного договора.
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально–трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица (комиссии). На уровне организации создается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Коллективный договор заключается по инициативе одной из сторон. Представители сторон подают предложение о начале коллективных переговоров в письменной форме. Получившая уведомление сторона обязана вступить в переговоры в течение семи дней. Определяются сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров. В течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях. При недостижении согласия по отдельным положениям составляется протокол разногласий.
Коллективный договор регистрируется в течение семи дней в администрации района. Орган по труду администрации района выявляет условия, ухудшающие положение работников в соответствии с ТК РФ и иными законодательными актами. При выявлении несоответствий сообщает об этом представителям сторон. Несоответствия считаются недействительными.
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В него могут включаться:
формы и размеры оплаты труда;
выплаты пособий и компенсаций;
занятость, переобучение, рабочее время и время отдыха;
продолжительность отпусков;
улучшение условий и охрана труда работников;
оздоровление и отдых работников и членов их семей;
контроль за выполнением коллективного договора и другие вопросы.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, более благоприятные по сравнению с нормами трудового права.
Коллективный договор заключается на срок не более трех лет. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.
Коллективный договор обсуждается в подразделениях и дорабатывается комиссией с учетом поступивших предложений и замечаний, утверждается общим собранием трудового коллектива. Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся только с согласия сторон.
На представителей сторон, уклоняющихся от переговоров, за необоснованный отказ от заключения договора или при невыполнении обязательств может быть наложен штраф в размере от 50 до 100 МРОТ.
Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка – это локальный нормативный акт организации. Правила внутреннего трудового распорядка регламентируют в соответствии с ТК РФ и федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания и другие вопросы. Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Они (правила) являются приложением к коллективному договору.
За добросовестное выполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников (благодарность, премия, ценный подарок, почетная грамота, звание лучшего по профессии). Другие виды поощрений определяются коллективным договором. За особые заслуги работники могут быть представлены к государственным наградам. Поощрения объявляются в приказе, доводятся до сведения коллектива и записываются в трудовую книжку работника.
За невыполнение трудовых обязанностей работодатель может применять дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. При применении дисциплинарных взысканий работодатель обязан затребовать объяснение в письменной форме. В случае отказа работника составить акт. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни, отпуска и времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Не допускается применять дисциплинарное взыскание позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам финансовой проверки (ревизии) – не позднее двух лет со дня его совершения. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ о взыскании объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать приказ составляется соответствующий акт.
Работник может обжаловать дисциплинарное взыскание в государственной инспекции по охране труда или в органе по трудовым спорам.
По истечении года взыскание снимается. Работодатель имеет право до истечения года снять взыскание с работника по своей инициативе, просьбе работника или ходатайству руководителя или представительного органа работников.
Работодатель обязан применить дисциплинарное взыскание к руководителю, его заместителю по заявлению представительного органа работников о фактах нарушения законов и нормативных актов о труде.
Регулирование труда женщин и молодежи
С учетом физиологических особенностей женщин и работников моложе 18 лет в трудовое законодательство включены специальные нормы.
Нормы по охране труда женщин можно разделить на две группы: распространяющиеся на всех женщин и распространяющиеся на беременных женщин и матерей, имеющих детей. По отношению ко всем женщинам ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих установленные нормы.
Правительство РФ утвердило нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную: при чередовании с другой работой (до двух раз в час) – 10кг; постоянно в течение рабочей смены – 7кг. Динамическая нагрузка, совершаемая в течение каждого часа рабочей смены при перемещении груза от 1 до 5м не должна превышать: с рабочей поверхности – 1750кг.м; с пола – 875кг.м. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.
Ограничивается труд женщин в ночное время.
Рекомендуется составлять перечень работ, на которых запрещается применение труда женщин. При заключении коллективных договоров его оформляют в виде приложений к договору.
Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000г. № 162 утвержден перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.
Нормами по охране труда для беременных женщин и женщин, имеющих детей до трех лет, запрещается привлекать их к работам в ночное время, сверхурочным работам, направлять в командировки.
Женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 16 лет), не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировки без их согласия.
Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижают нормы выработки, либо они переводятся на легкую работу с сохранением прежнего заработка. Женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (в случае осложненных родов – 86 дней, а при рождении двух и более детей – 110 дней).
Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать заработную плату в связи с беременностью и наличием детей. Увольнение их по инициативе работодателя не допускается, кроме случаев, предусмотренных пунктами 1,5-8,10 или 11 части первой статьи 81 ТК РФ.
ТК РФ (ст. 265) запрещается применение труда лиц в возрасте моложе 18 лет на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах, производство и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
Перечень работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.02.2000г. № 163.
Запрещается переноска и перемещение тяжестей, превышающих предельные нормы. Предельные нормы перемещения тяжестей для лиц моложе 18 лет приведены в табл. 1. Подростки не должны назначаться на работы, заключающиеся исключительно в переносе или передвижении тяжестей, весом более 4,1кг. Перемещение тяжести подростками не должно занимать более 1/3 рабочего дня.
Работники в возрасте до 18 лет принимаются на работу после обязательного медицинского осмотра и проходят ежегодно периодический медосмотр. Работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 31 календарного дня в любое время года по их желанию. Заработная плата выплачивается в таком же размере, как и работникам при полной продолжительности ежедневной работы.
Таблица 1
