Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Налогове Кучерявенко 584с..doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
3 Мб
Скачать
☆

30.4. Ставка налогообложения

Статья 7 Декрета Кабинета Министров Украины «О подо­ходном налоге с граждан» озаглавлена «Ставки налога». Одна­ко она является своеобразным продолжением предыдущих двух статей, фактически регулирующих льготы по данному налогу. Действительно п. 1 включает таблицу, устанавливаю­щую определенную пропорцию роста ставки налога от 10 до 50% в зависимости от размера месячного совокупного налого­облагаемого дохода в минимальных месячных заработных пла­тах. Именно здесь содержится одна из наиболее традиционных налоговых льгот — установление необлагаемого минимума. Своеобразной льготой можно рассматривать и ограничение при начислении налога на суммы авторского вознаграждения (п. 2 ст. 7).

Подоходный налог с совокупного облагаемого налогом дохо­да граждан по месту основной работы (службы, учебы) исчисля­ется по следующим ставкам:

Размер мееячно! о совокупно! о (к1. |щ аемо[ о на,Ю1 ом дохода (я минимальных месячных заработ­ных 11 1ата\)

Ставки и размеры на. ют

1 минимальная )аработная тата включи­тельно

г!е облагается налогом

От 1 минимальной заработной платы + 1 1фб до 10 минимальных заработных плат включительно

10% суммы, превышающей минималь­ную заработную плату

От 10 минимальных заработных тат *-1 крб до 20 минимальных заработных плат включительно

Налог с 10 минимальных !аработпых плат - 20% суммы, превышающей К минимальных заработных плат

От 20 минимальных чаработпых плат + ] крб до 30 минимальных заработных плат включительно

Налог с 20 минимальных заработных тат -1- 30% суммы, превышающей 2С минимальных заработных рлат

Свыше 30 минимальных заработных плат

Налог с 30 минимальных заработных плат + 50% суммы, превышающей 3{ минимальных заработных ппат

В настоящее время Декрет Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» по количеству применяемых ста­вок является доминирующим в налоговом законодагельстве Ук­раины, что обусловлено соблюдением принципов налоговой по­литики и недопущением налоговой дискриминации

Спецификой ставок подоходного налога является принадлеж­ность их к смешанному методу. Существует как твердая ставка, которая применяется независимо от величины полученного дохо­да, так и дифференцированная ставка, которая применяется в зависимости от величины полученного дохода и величины, крат­ной определенному показателю (необлагаемому налогом мини­муму доходов граждан).

Твердая ставка применяется в отношении доходов, по­лученных гражданами не по месту основной работы, в том чис­ле по совместительству, за выполнение разовых или иных работ, осуществляемых на основании договоров подряда и иных договоров гражданско-правового характера, а также доходов физичес­ких лиц — субъектов предпринимательской деятельности, кото­рые получают доходы от осуществления предпринимательской деятельности и наряду с этим имеют основное место работы. В статье 7 содержится два пункта, устанавливающих твердую ставку, неизменную для любых сумм доходов. Это 20% при на­логообложении доходов, получаемых не по месту основной ра­боты физических лиц, не имеющих постоянного места про­живания в Украине, и 15% — при налогообложении доходов, получаемых в виде дивидендов по акциям. В последнем случае подоходный налог начисляется по месту выплаты дивидендов. При налогообложении сумм дивидендов у источника выплаты из них не исключается сумма установленного действующим за­конодательством необлагаемого минимума и не предоставляют­ся установленные льготы.

Отдельным пунктом в ст. 7 выделено налогообложение автор­ских вознаграждений, выплачиваемых наследникам повторно, так как налогообложение этих сумм осуществляется по удвоен­ной ставке с использованием прогрессивной шкалы, но не более 70% от полученного (повторного) вознаграждения.

Субъекты предпринимательской деятельности — фи­зические лица, получая доходы от осуществления пред­принимательской деятельности, подлежат налогообложению по ставкам, определенным ст. 7 Декрета, как по прогрессивной шкале, так и по ставке 20%. Если доходы, полученные от осуще­ствления предпринимательской деятельности, являются ос­новным источником получения дохода, что подтверждается тру­довой книжкой (отсутствием отметки о принятии на работу), представленной в налоговую инспекцию при регистрации субъекта предпринимательской деятельности, то в этом случае при исчислении подоходного налога используются ставки про­грессивной шкалы. Если же в отчетном периоде субъект пред­принимательской деятельности, облагаемый по прогрессивной шкале, получил основное место работы, то он обязан сообщить об этом дополнительно в налоговую инспекцию по месту реги­страции в связи с тем, что будет изменен размер ставки, применяемой при налогообложении подоходным налогом с момента поступления на работу

Доходы, полученные гражданами по совместительству, обла­гаются подоходным налогом по ставке 20% у источника выплат в соответствии с п. 3 ст 7 Декрета Кабинета Министров Украи­ны от 26 декабря 1992 года «О подоходном налоге с граждан».