Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы тп.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
686 Кб
Скачать
☆

62. Отпуск без сохранения заработной платы.

Статья 128. Отпуск без сохранения заработной платы

По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году;

работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году;

родителям и женам (мужьям) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы), - до 14 календарных дней в году;

работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году;

работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней;

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами либо коллективным договором.

По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ). Вопрос о том, является ли причина, по которой работник просит предоставить ему такой отпуск, уважительной, решает работодатель. Он же с учетом интересов производства определяет возможность предоставления отпуска в указанное работником время, а также продолжительность предоставляемого отпуска. О тонкос­тях предоставления отпуска без сохранения зарплаты расспрашиваем Бориса Чижова, заместителя начальника отдела Управления делами Роструда.

Без ограничений

Существуют ли законодательные ограничения для продолжительности отпуска без сохранения зарплаты?

Продолжительность такого отпуска законодательством не определена и не ограничена.

В то же время нужно иметь в виду, что в стаж работы, дающей право на очередной оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК РФ) не включается время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения зарплаты, превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года. Об этом целесообразно предуп­редить работника заранее.

Когда отказать работнику нельзя

В каких случаях работодатель обязан предоставить работнику отпуск без сохранения заработной платы?

Прежде всего такие случаи определены ч. 2 ст. 128 ТК РФ. Отпуска без сохранения зарплаты, которые работодатель обязан предоставить по заявлению работника, предоставляются:

  • участникам Великой Отечественной войны — до 35 календарных дней в году;

  • работающим пенсионерам по старости (по возрасту) — до 14 календарных дней в году;

  • родителям и женам (мужьям) воен­но­служащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, — до 14 календарных дней в году;

  • работающим инвалидам — до 60 календарных дней в году;

  • работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников — до пяти календарных дней;

  • в других случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.

Работодатель также обязан предоставить отпуск без сохранения зарплаты:

  • совместителю, если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы. В этом случае работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения зарплаты соответствующей продолжительности (ст. 286 ТК РФ);

  • лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — на время, необходимое им для проезда к месту использования отпуска и обратно (ст. 322 ТК РФ).

Кроме того, работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до 14 лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет без матери, в соответствии со ст. 263 ТК РФ коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения зарплаты в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по час­тям. Перенести этот отпуск на следующий рабочий год нельзя.