Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
TP_shpory.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1 Мб
Скачать
☆

30. Продолжительность ежедневной работы (смены).

Нормы труд. права не опр-т макс-ю продолжительность ежедневной работы, а только устанавливают допустимую (предельную) продолжительность ежедневной работы для отдельных категорий работников (ст. 94 ТК РФ).

Для категорий работников, не перечисл-х в указ-й статье, продолжительность ежедневной работы (смены) устан-ся правилами внутр-го труд-го распорядка (ПВТР), коллект-м договором, соглаш-м исходя из нормальной еженед-й продолжительности раб-го времени, к-я не должна превышать 40 часов.

Категории работников, к-м установлена предельная норма ежедневной работы (смены):

- работники в возрасте от 15 до 16 лет - пять часов;

- работники в возрасте от 16 до 18 лет - семь часов;

- учащиеся, совмещающие учебу с работой:

  • от 14 до 16 лет - два с половиной часа;

  • от 16 до 18 лет - четыре часа.

Согласно ч. 2 ст. 348.8 ТК РФ исключение сделано для спортсменов в возрасте до 18 лет, к-е могут работать ежедневно свыше указанного времени. При этом должна соблюдаться еженедельная продолжительность рабочего времени, установленная коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;

- инвалидов - в соответствии с медицинским заключением;

- творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, - в соответствии с коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором (соотв-щий перечень профессий утвержден Постановлением Правительства РФ);

- работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени:

  • при 36-часовой рабочей неделе - восемь часов;

  • при 30-часовой рабочей неделе и менее - шесть часов.

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы при условии, что еженедельная продолжительность рабочего времени останется без изменения (ч. 3 ст. 94 ТК РФ).

Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

В непрерывно действ-х орг-х и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолж-ти работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.

Накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.

Работа в ночное время. Ночным временем является период с 22.00 до 6.00. Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки, за исключением следующих случаев:

- если работник принят специально для работы в ночное время (исключения могут устанавливаться коллективным договором);

- если работнику устан-на сокращенная продолжительность рабочего времени;

- при необходимости, вызванной условиями труда;

- если работник работает на сменных работах при шестидневной рабочей неделе.

Не допускаются к труду в ночное время:

- беременные женщины;

- лица, не достигшие 18 лет. Исключение составляют участвующие в создании и (или) исполнении художественных произведений, а также спортсмены, тренеры, условия рабочего времени которых могут устанавливаться коллективными и трудовыми договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Если работники специально приняты для работы в ночное время, то продолжительность их работы (смены) в ночное время не уменьшается. При приеме таких лиц на работу в трудовые договоры с ними следует включить условие о "ночном режиме" работы, что является обязательным согласно ст. 57 ТК РФ.

Продолж-сть работы (смены) в ночное время не сокращается у тех работников, которым уже установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Статья 96 ТК РФ предусматривает возможность уравнивания продолжительности работы в ночное и дневное время в случаях, если:

- условия труда не позволяют сокращать рабочее время;

- работа выполн-ся посменно при 6-дневной рабочей неделе с 1 выходным днем.

Список указанных работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом. Работодатель обязан ознакомить соответствующих работников со списками и перечнями работ, при выполнении которых уравнивается продолжительность работы в дневное и ночное время, а также закрепить эти положения в трудовых договорах с указанными работникам.

Для творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, перечень профессий и должностей которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252, порядок работы в ночное время может предусматриваться коллективным и трудовым договорами, локальным нормативным актом.

Нек-х работников можно привлечь к ночному труду только с их согласия. Это:

- женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; - инвалиды; - работники, имеющие детей-инвалидов; - работники, осуществляющие уход за больными членами их семей (на основании листка нетрудоспособности); - матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет; - опекуны детей в возрасте до пяти лет.

Эти лица привлекаются к ночному труду только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]