Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тр право шпоры!!!.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
534 Кб
Скачать
☆

42. Понятие и виды времени отдых.

Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Виды времени отдыха:

перерывы в течение рабочего дня (смены);

ежедневный (междусменный) отдых;

выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

нерабочие праздничные дни;

отпуска.

Перерывы не должны превышать двух часов и быть не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. Если предоставление перерыва невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. На работах с особыми и вредными условиями труда м.б. предусмотрены специальные перерывы для обогрева и отдыха, к-рые закреплены правилами внутреннего трудового распорядка.

Ежедневный отдых– опред-ся правилами внутр-о распорядка или графиками сменности, его продолж-ть зависит от длит-ти ежедневной работы и переры­ва для отдыха и приема пищи. Минимальная продолж-ть ежедневного отдыха м/у сменами, как правило, должна быть (вместе со временем перерыва для отдыха и приема пищи) не < двойной продолж-ти времени работы в предшествующей отдыху смене.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.Всем работникам предоставляются выходные дни. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором.

В организациях, приостановка работы в которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников.

Нерабочие праздничные дни в РФ:

1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы;

7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - День Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства.

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Работникам, за исключ-ем тех, кто получает оклад, за нерабочие праздничные дни, в к-рые они не привлекались к работе выплачивается дополнительное вознаграждение. Его размер опред-ся коллективным договором.

Правительство Российской Федерации вправе переносить выходные дни на другие.

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни без письм.согласия работника запрещается за искл.след.случаев:

для предотвращения катастроф;

для предотвращения несчастных случаев;

при введении военного положения.

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

43.Виды отпусков.Ежегодные и дополнительные отпуска..

Отпуск – свободное от работы время в течение установл. законом кол-ва дней.

3 вида отпуска:

1)трудовой

2)социальный

3)учебный

Ежегодный трудовой оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Отдельные категории граждан (медики, преподаватели и др.категории) в соот-вии с ТК имеют право на удлиненный отпуск (44-56 календарных дней).

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Работодатели имеют право самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска, продолжительность к-рых определяется коллективными договорами.

Продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются:

время фактической работы;

время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым з-вом и иными нормативными актами было закреплено рабочее место и сохранялся стаж работы;

время вынужденного прогула при незаконном увольнении;

период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медосмотр не по своей вине.

В стаж работы не включаются:

время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК;

время отпусков по уходу за ребенком;

время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность более 14 календарных дней в теч-е года.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

Право на его предоставление возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен ранее шести месяцев.

До истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:

женщинам - перед отпуском по беременности и родам или после него;

работникам в возрасте до 18 лет;

работникам, усыновившим ребенка в возрасте до трех месяцев;

в других случаях, предусмотренных з-вом.

Отпуск предоставляется в любое время рабочего года в соответствии с графиками очередности (графиком отпусков), утверждаемым работодателем ежегодно не позднее чем за две недели до наступления календарного года.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.

Ежегодный отпуск может быть продлен или перенесён на др.срок с учётом пожеланий работника в следующих случаях:

временной нетрудоспособности работника;

исполнения во время отпуска государственных и иных обязанностей;

в других случаях.

Если работнику своевременно не была произведена оплата за отпуск, то раб-тель по письм.заявлению работника обязан перенести отпуск на др.срок, согласованный с работником.

Запрещается непредоставление отпуска в течение двух лет подряд, непредоставление ежегодного отпуска работникам в возрасте до 18 лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

По соглашению между работником и работодателем оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом одна из частей должна быть не менее 14 календарных дней.

Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная часть отпуска должна быть предоставлена работнику в любое удобное для него время в течение года.

Не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Не допускается замена денежной компенсацией за ежегод.оплачиваемый отпуск за исключением случаев компенсации при увольнении.

При увольнении по желанию работника ему м.б. предоставлен отпуск с последующем увольнением.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]