Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
NIO_2015.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
902 Кб
Скачать
☆

25. Понятие, виды и порядок предоставления отпусков.

Отпуск – это наиболее длительный вид времени отдыха, который предоставляется за год работы у данного работодателя. Но по общему правилу право на отпуск за первый год работы возникает до истечения этого периода, т.е. через 6 мес. после начала работы у данного работодателя.

По соглашению сторон отпуск может быть .предоставлен в любое удобное время – как до 6 мес., так и после.

Исключение составляют:

1) несовершеннолетние – им отпуск предоставляется в любое удобное для них время и до истечения шести месяцев непрерывной работы у данного работодателя;

2) женщины, которые могут воспользоваться отпуском непосредственно перед отпуском по беременности и родам или после него;

3) лица, работающие по совместительству, которые имеют право воспользоваться отпуском по совместительству одновременно с началом отпуска по основному месту работы;

4) мужья женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам.

Отпуск за второй и последующие годы может предоставляться в любое время года в соответствии с графиком отпусков.

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Перенос отпуска возможен либо по соглашению сторон, либо, в исключительных случаях, которые прямо указаны в ТК, но только с согласия работника и должен быть использован работником не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставлялся.

О начале отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за 2 недели до его начала, а оплата отпуска д.б. произведена не позднее чем за 3 дня до его начала.

Если отпуск своевременно не оплачен, то работник имеет право требовать перенести начало отпуска на любое другое время, согласованное с работодателем.

По общему правилу разделение отпуска на части возможно по соглашению сторон. При этом одна из частей (любая) не должна быть менее 14 календарных дней.

Замена отпуска денежной компенсацией невозможна, исключение – заменить можно: при увольнении, либо заменить денежной компенсацией часть отпуска, которая превышает 28 дней; при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий од – часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней или любое количество дней из этой части.

Нельзя заменять отпуска денежной компенсацией – беременным женщинам; несовершеннолетним работникам; работникам с вредными и/или опасными условиями труда (кроме как в виде компенсации при увольнении).

Отзыв работника из отпуска возможен, но допускается только с его согласия, при этом неиспользованная часть отпуска должна быть предоставлена в любое удобное для работника время в течение текущего года или может быть присоединена к следующему отпуску. Имеются исключения: Нельзя отзывать несовершеннолетних, беременных и лиц, занятых с опасными и/или вредными условиями труда.

26. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни.

Перерывы для отдыха и питания (статья 108 Трудового кодекса РФ):

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2х часов и не менее 30 мин., который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва и его продолжительность устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются ПВТР.

Специальные перерывы для обогрева и отдыха (статья 109 ТК РФ):

На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течении рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливается ПВТР.

Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых не обогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и др.работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогрева и отдыха работников.

Отдельным видом времени отдыха являются выходные дни. Следует учитывать, что продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (статья 110 Трудового Кодекса РФ)

Выходные дни (ст. 111):

Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один день.

Общим выходным является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или ПВТР. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

Выходными в Российской Федерации являются:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;

7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - День Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства.

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой статьи 112 ТК РФ, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном частью пятой статьи 112 ТК РФ.

Работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).

В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.

Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.

Накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.

Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).

Законом закреплено - запрещение работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается за исключение случаев, предусмотренных ст. 113 Трудовым кодексом РФ. Положения статьи 113 не применяются в отношении работников FIFA, дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета "Россия-2018", его дочерних организаций, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации спортивных соревнований - чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года

Так, в случаях указанных в ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в случаях:

1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных сл., ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников СМИ, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и/или исполнении произведений, в соотв. с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утв. Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, допускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативными актами, трудовым договором.

В др.сл. привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых возможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до 3х лет, допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданном в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до 3х лет д.б. под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]