Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Карсетская Е.В. Индивидуальный предприниматель....rtf
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
862 Кб
Скачать
☆

Глава 6. Взносы во внебюджетные фонды

6.1. Взносы индивидуального предпринимателя за себя лично

6.1.1. Взносы в пфр и фомс

Все предприниматели, как имеющие, так не имеющие работников, обязаны уплачивать за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Порядок их исчисления и уплаты установлен статьями 14 и 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

До 1 января 2013 г. для расчета размера страховых платежей необходимо было исходить из стоимости страхового года.

Она определялась как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР (ФОМС), увеличенное в 12 раз.

С 1 января 2012 г. установлены следующие тарифы страховых взносов:

в ПФР - 26%

в ФФОМС - 5,1%

По состоянию на 1 января 2012 г. величина МРОТ составила 4611 руб.

Соответственно, размер страховых взносов, подлежащих уплате предпринимателями за 2012 год, составил:

в ПФР - 14 386,32 руб. (4611 руб. х 26% х 12);

в ФФОМС - 2821,93 руб. (4611 руб. х 5,1% х 12).

С 1 января 2013 года порядок определения размера страхового взноса для предпринимателей изменился.

Соответствующие изменения внесены в ст. 14 Закона N 212-ФЗ Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ.

Согласно новым правилам фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование для предпринимателей определяется как произведение двукратного МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются взносы, и установленного тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются взносы, и установленного тарифа страховых взносов в ФОМС, увеличенное в 12 раз.

Кроме того, с 1 января 2013 г. увеличен МРОТ до 5205 руб. (Федеральный закон от 03.12.2012 N 232-ФЗ).

При таком МРОТ размер страховых взносов, подлежащих уплате за 2013 год, составит:

в ПФР - 32 479,2 руб. (5205 руб. х 2 х 26% х 12);

в ФФОМС - 3185,46 (5205 руб. х 5,1% х 12).

Если предприниматель зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя не с начала календарного года, размер страховых взносов за этот год рассчитывается пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности.

При этом за неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Аналогичное правило действует и в том случае, если в текущем году предприниматель прекратил свою предпринимательскую деятельность (пункты 3, 4.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

Страховые взносы за год необходимо уплатить не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников и уплачивающие страховые взносы только за себя, никакую отчетность по страховым взносам сдавать не должны.

Обратите внимание! Уплачивать обязательные страховые взносы в изложенном выше порядке должны все предприниматели, независимо от применяемой ими системы налогообложения.

Причем предприниматели обязаны уплачивать взносы независимо от того, получают они доходы от осуществляемой деятельности или нет. Взносы уплачиваются и в том случае, если предприниматель вообще не осуществляет предпринимательскую деятельность.

Обязанность по уплате страховых взносов завершается только после того, как предприниматель в установленном порядке снимется с учета в качестве предпринимателя и запись о прекращении предпринимательской деятельности будет внесена в ЕГРИП (см. с. 54).

Обратите внимание! За неуплату страховых взносов предусмотрен штраф в размере 20% неуплаченной суммы взноса и 40% суммы взноса, если это деяние совершено умышленно (ст. 47 Закона N 212-ФЗ).